Каждый год 31 декабря мы с друзьями… Нет, не ходим в баню, и необязательно с друзьями, но обязательно смотрим новогодние фильмы. Это такая же неотъемлемая часть наших встреч Нового года, как мандарины, шампанское и салат оливье. На наших экранах появляются “Ирония судьбы”, “Карнавал” или милые рождественские сказки. Вопрос: вам не надоело? В этом году мы предлагаем слегка изменить традицию. Комедия про ненавидящих друг друга родственников, постапокалиптический Новый год и хоррор про Санту из нашей подборки небанальных новогодних фильмов сделают ваш праздник необычным.
"Это, блин, рождественское чудо" (2014)
Бойд (Джоэл МакХэйл) счастливо живёт со своей женой (Лорен Грэм) и двумя послушными детишками. Секрет его счастья – любой ценой избегать общения с собственной семейкой, в особенности с вечно всем недовольным отцом (Робин Уильямс), к которому у Бойда большие претензии с детства. Но жена уговаривает Бойда навестить родителей на Рождество. Стиснув зубы, парень соглашается, уверенный, что его ожидает праздничный ад. И он не ошибается!
Эта очень чёрная рождественская комедия стала, по сути, последней полноценной работой Робина Уильямса в кино. И глядя на его мрачного персонажа, можно понять, почему великий комик покончил с собой. Такую депрессию не сыграешь – в фильме от Уильямса ею ощутимо веет. Это превращает несколько проходной, хотя очень смешной и по-хорошему злой фильм в странноватый аттракцион. Но поверьте, отказаться от него трудно.
"Санта на продажу" (2010)
В заснеженной сказочной Лапландии живёт маленький мальчик (Онни Томмила), папа которого работает бурильщиком и вместе с другими бурильщиками по заказу американского миллионера добывает с помощью взрыва из горы что-то, похороненное в веках. Как выясняется, ребята разбудили древнее зло. Отряхнувшись от земли, возрождённый Санта-Клаус (жуткий до мурашек по коже Пеэтер Якоби) устроит вам тот ещё праздник!
Великолепный финнский хоррор порадует зрителей, которые считают, что рождественское сочетание красного с белым – это кровь на чистом снегу. Это очень страшный фильм с богатейшим национальным колоритом и анекдотической интонацией. Откопал один мужик Санту, тот убил всех оленей и приходит к тебе: ты хорошо себя вёл или плохо? Хо-хо-хо.
"Азартные игры" (2010)
Неплохой в общем-то парень Ник (Бен Аффлек) незадолго до Рождества выходит из тюрьмы и сразу попадает в тёплые объятия красавицы Эшли (Шарлиз Терон). Правда, ждала девушка не совсем его – с ней переписывался бывший сокамерник Ника, которого убили, а Ник выдаёт себя за него. И писала ему Эшли не от добрых чувств, а чтобы заманить его для участия в ограблении казино вместе с бандой своего то ли брата, то ли любовника (Гэри Синиз). До Рождества осталось всего ничего, а Нику нужно идти “на дело”, иначе его убьют.
Этот отличный недооценённый фильм с одной из лучших ролей Бена Аффлека напоминает мультижанровый корейский кинематограф. В одном фильме соединяются жёсткий триллер, чёрная комедия, динамичный боевик и неонуар с непредсказуемыми сюжетными поворотами. А ещё вас ожидает шесть мёртвых Дедов Морозов, один из которых – Дэнни Трехо (“От заката до рассвета”).
"Со мною вот что происходит" (2012)
В канун Нового года, когда вся Москва стоит в пробках, когда зашкаливает градус городской суеты и загороженные ёлками люди не видят друг друга в упор, двое давно разобщённых братьев проходят через неловкое общение. Один (Гоша Куценко), уже почти москвич, карабкается по служебной лестнице и отчаянно спешит на корпоративный праздник. Другой (Виктор Шамиров) привёз из своей провинции вести о болезни отца. Есть ещё девочка (Александра Петрова), которая торчит в подъезде, думает о жизни и, может быть, склеит между собой этих потерявших друг друга мужчин кризисного возраста.
Лирическая новогодняя трагикомедия – пожалуй, апофеоз меланхолии режиссёра Виктора Шамирова, снимающего жизнь сквозь оптику вечной потери. Всё проходит: молодость, любовь, дружба, даже родственные связи. “И ходят в праздной суете разнообразные не те”. Поэтому нужно успеть не потерять друг друга и себя, особенно в Новый год, давно ставший в России напряжённым праздником. Несмотря на печальную интонацию, фильм не оставляет тягостного чувства. Как вынесенная в заглавие мелодия Микаэла Таривердиева, он настраивает на задумчивый лад и позволяет немного выдохнуть в суете.
"Сквозь снег" (2013)
После техногенной катастрофы вся жизнь на Земле вымерла. Остался поезд, который бесконечно едет по обледеневшим равнинам. В передних вагонах собралась элита, которую возглавляет карикатурная версия Маргарет Тэтчер (Тильда Суинтон). В задних вагонах грязный, голодный и дошедший до остервенения пролетариат во главе со стариком (великий Джон Хёрт в одной из своих последних ролей) и молодым (Крис Эванс) готовят бунт.
Как ни удивительно, но в постапокалиптическом мире корейского режиссёра Пон Джун-хо встречают Новый год. Шампанское, правда, доступно только высшим социальным классам, нищим остаётся загадывать желания под речь местной президентши. Создатель нашумевших “Паразитов” всегда был мастером социальных высказываний, так что Новый год можно встретить под его наглядную иллюстрацию к теории революции – зубодробительную по энергетике.
"Необыкновенная история на Рождество" (2017)
До Рождества осталось всего шесть недель, а Чарльзу Диккенсу (Дэн Стивенс) срочно нужно написать новую книгу, иначе он, потративший весь предыдущий заработок на новый дом, останется без гроша. Но в роскошном новом доме писателю невозможно сосредоточиться. Его отвлекает жена, дети, служанки, да ещё и свалившийся как снег на голову отец (Джонатан Прайс), на которого писатель смотреть не может. Этот легкомысленный человек однажды оставил маленького Чарльза на Рождество, уехав в долговую тюрьму. Писатель в панике, но тут ему является неприятный старик (Кристофер Пламмер, ещё один великий покойный актёр в нашей подборке), способный говорить только о деньгах.
Это один из самых удивительных байопиков, которые вы можете увидеть. Фильм работает на сочетании несочетаемого: мрачного реализма и почти детской сказки, легчайшей комедии и душераздирающей драмы, связанной с прошлым Диккенса, социальной сатиры и психоаналитического разбора. При этом заканчивается всё на ноте чистого праздничного веселья, не становящегося слащавым, как в большинстве рождественских фильмов. Картину можно смотреть всей семьёй, а в душе она откликается, как “Рождественская песнь” Диккенса: самая тяжёлая ситуация может измениться как по волшебству.