Уходил долго
Решение сложить с себя полномочия главы правительства Франко принял по состоянию здоровья. В 1973-м ему было уже 80 лет, он страдал из-за болезни Паркинсона, при этом работа в правительстве требовала много разъездов, чего Франко не мог перенести уже физически. Так завершилось почти 40-летнее совмещение вождём двух ключевых постов – главы государства и правительства. Премьером стал адмирал Карерро Бланко, человек старой закалки (его вскоре убили за это баски).
Франко оставался главой Испании до октября 1975-го. Напоследок, незадолго до смерти, он одобрил расстрел 2 басков-террористов и 3 членов Революционного антифашистского и патриотического фронта, хотя последняя политическая казнь в Испании была проведена аж в 1963 году.
17 октября 1975-го Франко после инфаркта пришёл на заседание правительства с аппаратом ЭКГ под рубашкой, 25 октября объявил, что передаёт власть принцу Хуану Карлосу, а 20 ноября умер.
Однако наследие "каудильо" ("вождь" по-испански) ощущается в Испании до сих пор.
От диктатуры к авторитарии
– Франко пришёл к власти благодаря Гитлеру и Муссолини – они оказывали ему военную поддержку во время гражданской войны 1936–1939 гг. – франкисты тогда бились с республиканским правительством, – рассказывает Metro старший научный сотрудник Института всеобщей истории Георгий Филатов. – Союзники поставляли Франко самолёты и танки, за него воевали их крупные армейские подразделения.
Об этом периоде рассказывает знаменитая фреска Пабло Пикассо, исполненная в жанре кубизма. Республиканское правительство Испании попросило художника сделать подходящую картину для своего павильона на Всемирной торговой выставке в Париже. Он нарисовал "Гернику" – по названию испанского города, который 26 апреля 1937 года находился в руках республиканцев и был уничтожен немецкими и итальянскими бомбардировщиками. Тогда погибли сотни женщин и детей. Пикассо нарисовал агонизирующих под ударами бомбардировщиков людей и животных. Фреску выставляли в разных странах, сейчас она находится в Музее королевы Софии в Мадриде.
Филатов говорит, что идеология раннего франкизма подпитывалась прежде всего идеями Муссолини.
– Франкисты охотно использовали даже жесты итальянцев – то же фашистское приветствие. Но от этого начали отказываться с середины Второй мировой, когда стало ясно, что Гитлер и Муссолини проигрывают.
От связей с ними Франко откреститься не может даже после своей смерти.
– Это серьёзно запятнало режим Франко, как он ни пытался избавиться потом от столь сомнительного наследия, – отмечает Филатов. – Многие помнят, как он предоставлял убежища некоторым нацистским преступникам – через Испанию они потом перебирались в Латинскую Америку. С тех пор он ассоциируется с фашизмом и подобными режимами. Из-за этого в общественном сознании как за рубежом, так и в Испании режим Франко воспринимается как фашистский, а это большое клеймо.
Франко винят не только в огромном количестве жертв периода гражданской войны.
– За время его правления было проведено 40 тыс. казней, большая часть – уже с 1939 по 1941 год. Смертные приговоры выносили до конца его режима. Кроме того, после гражданской войны в тюрьмах находилось 240 тыс. человек – тех, кто был за республиканцев, кого подозревали в националистических движениях – каталонском, баскском. Правда, к 1945-му многих отпустили, в тюрьмах осталось 30–40 тысяч. Но права освобождённых ограничили.
Со временем Франко стал менее кровожадным.
– С конца 50-х Испания напоминала уже поздний СССР – был авторитарный режим, но мягкий, – поясняет Филатов. – В 60-е начался экономический бум, уровень жизни испанцев вырос. Развивалось и соцзаконодательство, появились оппозиционные профсоюзы. Поэтому режим Франко воспринимают двояко.
Память
В 1977 году парламент Испании утвердил очень спорный Закон об амнистии – тех, кто был причастен к убийствам и репрессиям франкизма, не трогали, как и символы режима. Лишь спустя 30 лет испанцы приняли Закон об исторической памяти. Из общественных мест убрали все франкистские мемориалы, статуи и символы, была обещана госпомощь в эксгумации останков с мест массовых захоронений и проведении ДНК-тестов для определения личностей погибших. Но финансирование вскоре перекрыли.
Год назад был принят Закон о демократической памяти, запрещающий возвеличивание Франко и его режима, и снова в обществе пошло брожение.
– Есть и другая проблема. Нынешняя Испания – продолжение Испании Франко, – говорит Филатов. – Сохранилась значительная часть институтов, страной правят дети и внуки той элиты, что была при франкизме, только разбавленная оппозицией. Сохранился и главный институт власти – монархия. Король Филипп – сын Хуана Карлоса, которого Франко назначил главой Испании. Многие испанцы считают, что правящий режим – продолжение франкистской Испании. Так что наследие Франко огромно, и Испании предстоит ещё долго разбираться с этим.
Читайте также: