– Парфюм им покупали мужья или другие родственники, – рассказывает коллекционер Ирина Воробьёва. – Женщины ходили в магазин вместе с близкими. В одиночестве совершали покупки содержанки.
Ароматы в XIX – начале XX века были в большинстве своём тяжёлые – терпкие, насыщенные. Задача парфюмеров заключалась в том, чтобы духи долго не выветривались.
– Их наносили не на тело, как сейчас, а на одежду, – объясняет Ирина Петровна. – Горничные сначала брызгали парфюм на вещи, а затем гладили их. Наносить духи на тело считалось вульгарным. Что касается более лёгких ароматов, то они мало пользовались спросом – быстро испарялись. Но один из известных производителей того времени – "Брокаръ и К" – сумел создать лёгкий и устойчивый аромат – "Махровая сирень". Он есть и в коллекции Ирины Воробьёвой. Запах, как она сказала, нежный, пудровый, очень приятный.
– А знаете, с чего началась моя страсть к коллекционированию старинного парфюма? – улыбается Ирина. – Мне было 5 лет, я разбила мамины дорогие духи. Там была стеклянная палочка, которой мама наносила аромат. Я представила себя феей, взмахнула рукой с этой палочкой – и флакончик полетел на пол! Мама сразу всё поняла, как только вошла домой. Плакали мы вместе, и я пообещала, что обязательно куплю ей такие духи, когда вырасту.
Ирина Петровна своё слово сдержала, но прежде долго искала такой же парфюм. Его нигде не было. Позже духи удалось приобрести у коллекционера. Потом сестра попросила найти для неё любимый аромат, и понеслось! Ну а потом появилась страсть – находить редкие, а позже – и старинные ароматы.
Так Ирине удалось собрать огромную коллекцию.
Осознание того, что свои экспонаты нужно показывать людям, а не хранить дома, пришло и к Ольге Госиной. Её коллекция постоянно пополняется.
– Недавно удалось купить духи, которые передавались в семье из поколения в поколение, – рассказывает Ольга. – Их подарили на свадьбу невесте в 1913 году. Она некоторое время пользовалась ими, но потом закрыла флакон, и крышка словно приросла к нему, его не смогли открыть. Когда коллекционируешь старинные духи или вещи, непременно прикасаешься к чьей-то тайне, истории. И мне нравится узнавать эти подробности. В этом есть какая-то особая магия.