Что случилось
Самолёт выполнял рейс №109 Москва – Чита. Как сообщается на сайте Airdisaster.ru, на борту было 68 взрослых пассажиров и 4 ребёнка.
В 3:36 по мск экипаж вызвал диспетчера. Командир воздушного судна, явно нервничая, сообщил: "Поступило требование изменить курс, подчиниться указанию". Через две минуты поступил сигнал опасности, а затем исчезла отметка самолёта на индикаторе радиолокатора диспетчера. В момент исчезновения с радаров судно находилось на высоте 6,5 тыс. метров.
В 4:55 остатки самолёта обнаружили в тайге, в 97 километрах от читинского аэропорта. Они были разбросаны на участке протяжённостью 10 км. Комиссия установила, что самолёт разрушился в воздухе из-за взрыва на борту тротила весом 6 кг: роковой инцидент произошёл в районе правого аварийного люка первого салона.
Следователи обнаружили тело с пулевым ранением – это был пассажир, который пронёс тротил на борт. Предположительно, он умер из-за огнестрельного ранения в сердце, и почти одновременно с этим произошёл подрыв взрывного устройства, которое преступник прижимал руками к груди. Стрелял в него сопровождающий борт милиционер.
Как пишет Газета.ру, преступником оказался 30-летний Тенгиз Рзаев родом из Азербайджана. Он требовал, чтобы экипаж самолёта изменил курс и летел в Китай, где хотел работать дипломатом.
"Свитер распустился"
"Я помню эту трагедию. Тела доставляли во все морги города, включая госпитальный морг, – писала в комментариях к одному из видео в YouTube Виктория М (оно было посвящено катастрофе). – Обрабатывать тела и придавать им достойный вид были привлечены даже студенты мединститута. Знаю людей, чью судьбу перечеркнула эта беда – например, жена с маленьким сыном на борту. Малыш так вцепился в мамину руку ручками, что и после смерти их трудно было разжать. Ужасу не было предела. Вся Чита долго оплакивала жертвы, хотя в те годы это было недопустимо, все скрывали от людей, но тут не удалось".
Женщина под псевдонимом Olga Lii отметила, что у КВС самолёта остались жена в положении (позже родилась дочка) и сын. После трагедии они переехали, вдова больше замуж не выходила, а сыну лётчика диагностировали сложный тип сахарного диабета.
Как утверждает юзер под ником Asi, в катастрофе погибла сестра её бабушки, которая летела в Читу рожать, с ней также был маленький сын. Она перекупила билеты из Москвы. Был найден перстень, в котором застряли волосы сына женщины. А вязаный свитер, который был на ребёнке, полностью распустился за время падения его на землю.
Виталий рассказал такую историю. Ему на момент трагедии было 6 лет, по пути с вокзала до такси он потерялся. И его отец сдал билеты, поехали поездом. На работу отца Виталия ошибочно поступило сообщение, что он погиб.
Милиционеров "отменили"
Как сообщает пресс-служба МВД России, милиционером, который стрелял в преступника, был Владимир Ёжиков. В годовщину рокового события транспортные полицейские и ветераны посетили могилу погибшего коллеги. Сообщается, что Ёжиков погиб в 20 лет.
Показательно, что после подрыва самолёта сопровождающих борт милиционеров просто отменили.
– Сопровождающий должен был следить за безопасностью полёта и адекватным поведением пассажиров, – говорит Metro заслуженный пилот России Юрий Сытник. – Но права стрелять без суда и следствия он не имел. После этого случая было много споров, однако поскольку самолёт взорвался, погибли люди, сопровождающих и сняли с самолётов. Тем более что и до этого уже были инциденты, они просто скрывались.
По словам Юрия Михайловича, единственным человеком, кто мог использовать оружие на борту самолёта, был командир корабля – согласно постановлению Совета министров СССР, подписанному Косыгиным.
– Он мог стрелять в человека, если действия того угрожали безопасности полёта. Даже у меня были моменты, когда приходилось выходить в салон с пистолетом – но тогда это было законно. Мы проходили подготовку, два раза в год "отстреливались", весной и осенью, то есть, могли обращаться с оружием. Но настал момент, когда пришлось отказаться от такого права, потому что были суды, из-за которых пилотов отстраняли от полётов на полгода, на год. И сегодня право иметь при себе оружие нет ни у кого. То есть, члены экипажа остаются один на один с такими преступниками, как Рзаев.
Вскоре после инцидента под Читой – 12 июля 1973 года – была образована служба авиационной безопасности.
– Изменился досмотр, сейчас нельзя пронести на борт взрывное устройство или оружие, уровень безопасности аэропортов очень высокий, – подчёркивает Сытник.