Почему первого в мире изобретателя самолёта Александра Можайского все забыли

На днях исполнилось 200 лет со дня рождения контр-адмирала Александра Фёдоровича Можайского. Он сконструировал и построил первый в мире самолёт, на 20 с лишним лет опередив братьев Райт. Но имя российского изобретателя почему-то мало кто помнит
Почему первого в мире изобретателя самолёта Александра Можайского все забыли
предоставлено Политехническим музеем
Открытка с самолётом Можайского.

История “ероплана” Можайского – детектив, действие которого растянулось на целое столетие. Все документы, касающиеся испытаний, таинственным образом исчезли. В публикациях, появившихся уже после смерти изобретателя, говорилось, что самолёт оторвался от земли, пролетел около ста метров и рухнул, сломав крыло. Совместно с Политехническим музеем предлагаем вам поближе познакомиться с основоположником отечественного самолётостроения и попробовать угадать реальные факты из его биографии.

С детства Сашу Можайского готовили к морской карьере. Он рос среди кораблей в Роченсальмском порту Выборгской губернии, а когда ему исполнилось 10 лет, отец, будущий адмирал русского флота Фёдор Можайский, отдал его в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

1. Как потомственный моряк Александр Можайский заразился идеей полётов?

А. Наблюдал, как парус ведёт себя при встречном ветре.

Б. Мастерил и запускал воздушных змеев.

В. Смотрел, как летают птицы.

Начавшаяся Крымская война сперва никак не повлияла на судьбу Можайского. В 1854 году вместо участия в боевых действиях он в составе команды фрегата "Диана" отправился в Японию, на помощь миссии русского дипломата адмирала Ефима Путятина. По сей день на японском острове Хонсю существует музей, центральный экспонат в котором – портрет русского офицера Можайского.

2. В честь какого события открыли музей?

А. У островов Японии русский фрегат потерпел кораблекрушение. Можайский покинул корабль последним, захватив чертежи. По этим чертежам он построил новый парусник, на котором основная часть команды вернулась на родину.

Б. Можайский занимался гидрографическими исследованиями и астрономическими измерениями, что помогло спрогнозировать землетрясения в бухте Симода.

В. В период своего пребывания в Японии Можайский сделал множество рисунков, включая акварельные, которые подарил японскому императору.

После ещё нескольких успешных экспедиций Можайский был переведён на гражданскую службу. У него появилось больше времени на эксперименты с макетами летательных аппаратов, однако от научных изысканий отвлекали дела семейные. В ноябре 1861 года он обвенчался с 17-летней Любовью Кузьминой. Через два года у пары родился сын Александр, а в 1865 году – Николай. Вторые роды прошли тяжело, и через месяц Можайский остался вдовцом с двумя детьми на руках. В 1868 году Александр Фёдорович устроился в Общество Северного пароходства, а в свободное время совершал полёты "до сажени" на полноразмерном планере.

3. Как буксировали планер?

А. Грузовым пароходом.

Б. С помощью матросов.

В. Упряжкой лошадей.

В 1873 году Можайский перебрался в Винницу и получил должность уездного мирового судьи. Правда, крестьяне сразу его невзлюбили. Они распускали слухи, что судья якшается с нечистой силой и мечтает летать по небу на железном корыте. В 1876 году Александр Фёдорович вернулся в Петербург и начал проводить публичные опыты с летающими моделями своего аэроплана, а в конце года представил проект в Военное министерство, которое, поразмыслив, выделило ему на эксперименты солидную сумму в 3000 рублей.

4. Как изобретатель назвал свой самолёт?

А. “Жар-птица”.

Б. “Змей Горыныч”.

В. “Баба-яга”.

Макет самолёта Можайского в масштабе 1:30.
предоставлено Политехническим музеем
Макет самолёта Можайского в масштабе 1:30.

В 1879 году Можайский вновь был зачислен на действительную военную службу. В 1882 году он получил звание генерал-майора (в 1886 году его заменил равнозначный чин контр-адмирала). Летом этого же года на военном поле возле Красного Села под Санкт-Петербургом началась постройка аэроплана Можайского. К фюзеляжу длиной 15 метров были приделаны два огромных крыла по 12 метров шириной. Все гадали, смогут ли три винта и паровые двигатели общей мощностью 30 лошадиных сил оторвать от земли махину весом 820 килограмм. Испытывал самолёт помощник Можайского механик Иван Голубев.

5. Почему сам Александр Фёдорович не сел за штурвал?

А. Самолёт мог поднять пилота весом до 50 килограмм.

Б. Можайскому было уже 57 лет, и ему не разрешили рисковать собой.

В. Изобретатель на самом деле боялся высоты.

К сожалению, документов, в которых были бы зафиксированы подробности испытаний, не сохранилось. В публикациях, появившихся уже после смерти изобретателя, указывалось, что аэроплан кратковременно отрывался от земли и пролетал расстояние до ста метров со скоростью 11 метров в секунду, после чего накренился и сломал крыло. Такая история изложена в Военной энциклопедии Сытина издания 1914 года.

6. Можайский хотел починить самолёт, но так и не сделал этого. Почему?

А. Он был вынужден продать аэроплан с аукциона.

Б. Государство отказалось выделять ему средства на доработку.

В. Двигатели хранились на Балтийском заводе и сгорели во время пожара.

И всё же Можайский шёл на шаг впереди своего времени. Он стал первым в мире обладателем патента на летательный аппарат, на 20 с лишним лет опередив братьев Райт. Он придумал самолёт с фюзеляжем, задался вопросом о крыльях, дополнил список правил конструирования самолётов, который был начат до него и продолжается до сих пор. Преуменьшать его достижения точно не стоит.

7. А какое из этих названий не имеет отношения к Александру Можайскому?

А. Можайский район на западе Москвы.

Б. Военно-космическая академия им. Можайского в Санкт-Петербурге.

В. Село Можайское в Вологодской области.

В Политехническом музее хранится макет самолёта Можайского в масштабе 1:30, созданный в 2002 году к 120-летию испытаний "Жар-птицы", а также офорт погрудного портрета Александра Фёдоровича работы Евгения Мациевского.

8. Подпись на нём гласит:

А. “Вы увидите, как люди будут летать по небу”.

Б. “Создатель первого в мире самолёта”.

В. “Рождённый плавать смог взлететь”.

Правильные ответы: 1. Б, 2. А, 3. В, 4. А, 5. Б, 6. В, 7. А, 8. Б