В ходе новых экспериментов учёные наблюдали за самками пауков вида Aterigena ligurica в трёх ситуациях: когда те проявляли сексуальную каталепсию во время спаривания, когда притворялись мёртвыми после того, как их встряхивали в пробирке, и когда находились под анестезией, имитирующей выделенные самцом химические вещества.
Оказалось, что сексуальная каталепсия и танатоз (притворство мёртвым) механически почти ничем не отличаются (а значит, самка контролирует это состояние). А вот когда самка находилась под анестезией, её поведение отличалось – это значит, что процесс спаривания контролировался самцом, а именно выделяемыми им веществами.
При этом самки впадали в сексуальную каталепсию, схожую с состоянием танатоза, когда взаимодействовали с привлекательными партнёрами, – от тех же самцов, которые их не привлекали, они отбивались.
Экспериментально было доказано, что сексуальная каталепсия самок протекает так: они остаются неподвижными и невосприимчивыми к манипуляциям самцов. В это время ухаживающий самец может двигаться, ставить самку в положение, пригодное для спаривания, и вставляет свои педипальпы без риска быть атакованным. Поза, которую принимают самки в каталепсии – со скрюченными конечностями, очень напоминает ту, которую они принимают при танатозе.
Во время опытов учёные осторожно помещали в контейнер с самкой самца и наблюдали за спариванием с помощью видеокамеры. Всего они следили за 12 такими эпизодами спаривания. Самцы начинали ухаживать за самкой вскоре после того, как их помещали в контейнер. Сначала они медленно приближались к самке. Когда самец касался её одной из своих конечностей, она впадала в состояние каталепсии. Продолжительность спаривания, в течение которого самец многократно вводил свои педипальпы в генитальное отверстие самки, было коротким – в среднем секс длился 2 минуты.
Известно, что танатоз часто происходит в контексте спариваний. Так, он позволяет самцам паука вида Pisaura mirabilis избежать нападения партнёра-каннибала, то же касается и самок стрекоз Aeshna juncea и мух-разбойниц Efferia, которые притворяются мёртвыми, чтобы избежать нежелательных "домогательств" самцов.
Есть в животном мире и другие примеры необычного секса.
Арлекин на шее
Самцы жаб-арлекинов Atelopus laetissimus (обитают в Колумбии) месяцами сидят на самках в ожидании сезона размножения. Так они исключают любую конкуренцию со стороны других самцов. Учёные провели исследование и выяснили, что максимально самцы способны сидеть на самке 138 дней. Данные исследования были приведены в журнале Animal Behaviour. Некоторые самцы в ожидании спаривания умирают от голода, но большинство добиваются своего и оплодотворяют икру, если их не сместит конкурент. Учёные также выяснили, что у самцов жаб-арлекинов широкие предплечья, которые позволяют им крепко обхватывать самку.
Ехидны ехидны
Австралийская ехидна начинает источать сильный мускусный запах в начале мая. Почувствовав его, самцы "бросаются в бой", но прежде им приходится проходить долгий ритуал ухаживания. Они следуют за самкой буквально по пятам. Постепенно образуется целая толпа "желающих". Они могут преследовать самку в течение целого месяца, опасаясь приближаться к ней слишком близко из-за колючек. Самка же тщательно скрывает свои предпочтения.
В какой-то момент она ложится на бок. Самцы начинают кружить вокруг и рыть землю, пока не образуется ров. Вскоре между ними начинается драка, пока в траншее не остаётся сильнейший. Он-то и получает джекпот в виде секса.
Слизни-кастраты
Банановые слизни – гермафродиты, в них есть как мужские, так и женские репродуктивные органы, пишет List25. Во время спаривания они набрасываются друг на друга словно змеи, могут даже вцепиться зубами в плоть друг друга. Им нужно несколько часов, чтобы выбрать оптимальное положение, и ещё больше времени на сам процесс.
Иногда они застревают друг в друге. И если не могут расцепиться, то будут по очереди отгрызать свои гениталии. В этом случае слизни могут остаться только самками.
Золотой секс
Жирафы-самцы начинают брачный ритуал с того, что трутся о заднюю часть самки, пока та не помочится. Самец пробует мочу на вкус, определяя, есть ли течка. Если есть, то начинает преследование самки, пока та не соглашается на секс. Но прежде они интенсивно бьются о шеи друг друга.