Почему отношения украинских властей и закарпатских венгров с каждым днём всё хуже

Metro расспросило эксперта, откуда "корни растут" и что будет дальше
Почему отношения украинских властей и закарпатских венгров с каждым днём всё хуже
Wikimedia Commons/Rovas Foundation
Въезд в город Берегово в Закарпатской области Украины (архивное фото).

Инцидент за инцидентом

На днях госсекретарь офиса премьер-министра Венгрии по национальной политике Арпад Янош Потапи в эфире одного из местных телеканалов заявил о неприемлемости антивенгерских акций в Закарпатье (украинском регионе, в котором проживает значительное число этнических венгров). По его словам, в регионе запрещали мероприятия по случаю венгерских национальных праздников, оскверняли венгерские памятники, пытались уничтожить венгерские учреждения, дважды была предпринята попытка подорвать штаб Общества венгерской культуры.

– Было много всего, что для стремящегося в Евросоюз государства неприемлемо, — подчеркнул чиновник.

До этого Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто раскритиковал жестокость украинских военкомов при проведении мобилизации в стране. "Ведь живущих в Закарпатье венгров тоже мобилизуют в украинскую армию. В последние дни появились кадры, каким жестким образом это порой происходит. Из них многие погибают", – отметил он.

Несколько дней назад венгерская газета Magyar Nemzet сообщила, что на домах в городе Мукачево – Закарпатской области Украины – начали снимать венгерские флаги и демонтировать вывески на венгерском языке. Местные видели, что этим занималась полиция: "Снимали флаги, складывали их. Потом возвращались, чтобы проверить, не вернули ли их на место". 

А в октябре 2022 года венгерская скульптура орла-турула была заменена на украинский трезубец. Председатель общества венгерской культуры Закарпатья Ласло Брензович заявил, что обратился в прокуратуру для выяснения обстоятельств сноса памятника и напомнил, что "венгры на этой земле по праву". 

Закарпатье – историческая земля венгров

В период между двумя мировыми войнами территория Закарпатья была частью Чехословакии. В 1945 году в Кремле был подписан договор о передаче горно-равнинного региона Иосифом Сталиным и чехословацким президентом Эдвардом Бенешем. 

В документе сообщалось: "Закарпатская Украина (носящая согласно чехословацкой конституции название Подкарпатская Русь), на основании договора от 10 сентября 1919 года, заключённого в Сен-Жермене, вошедшая как автономная единица в границы Чехословацкой Республики, воссоединяется согласно желанию, объявленному населением Закарпатской Украины, и на основании дружественного договора обеих высоких договаривающихся сторон со своей исконной родиной — Украиной и включается в состав Украинской ССР".

Венгерский район украинского Закарпатья. Семья и хозяйство Яноша Хомоки, 1989 год
Армен Тер-Месропян / @РИА Новости
Венгерский район украинского Закарпатья. Семья и хозяйство Яноша Хомоки, 1989 год

После этого Закарпатье стало Украиной. По данным последней переписи населения Украины, проведённой в 2001 году, в Закарпатье проживает около 150 тысяч венгров. В Житомирской области – около 50 тысяч, Хмельницкой – 23 тысячи и во Львовской – 18 тысяч человек.

Отношения разладились давно

Политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачёв подчёркивает, что отношения между Украиной и Венгрией в целом уже давно "далеки от идеальных”. 

– Венгры блокируют значительную часть инициатив по сближению Украины с Евросоюзом и НАТО. Это сильно сказывается на Украине, которая очень хочет вступить в ЕС, – уверен он. – Исключительно из-за ущемлений прав закарпатских венгров, а не из-за большой любви к России, правительство Будапешта отказывается помогать Украине во всём. 

Трухачёв отмечает, что положение венгров на Украине ухудшилось ещё при Порошенко.

– Никаких изменений при Зеленском не случилось. Могу предположить, что оба испытали жесточайшее давление со стороны галицких и львовских националистов, которые не понимают, что такое компромисс. Даже если этот компромисс заведомо выгоден Украине, – рассуждает доцент РГГУ.

Отдельным триггером конфликта, по мнению ряда экспертов, стал закон “Об образовании”, который в 2017 году поддержал бывший президент Украины Пётр Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк. Закон предполагал, что с 5-го класса дети должны учиться на украинском языке, а родной изучать как отдельную дисциплину. Владимир Зеленский завершил дело своего предшественника – закон о среднем образовании был подписан в 2020 году. 

По мнению Вадима Трухачёва, в первую очередь Украина приняла языковой закон, чтобы запретить русский язык, а не венгерский. И в итоге предпринятые украинским правительством действия по истреблению русского языка задели и другие коренные нацменьшинства на Украине.

– Венгры, румыны, болгары и поляки оказались в сложном положении, как и русскоговорящие, – рассказывает Metro Трухачёв. – Особенно эти законы ударили по венгерскому большинству. Этнические венгры всегда жили своей отдельной от Украины жизнью, можно сказать, обособленно: много лет учились по своим программам, на своём языке и мало смешивались с украинцами.

Хозяйство закарпатского венгра.
Армен Тер-Месропян / @РИА "Новости"
Хозяйство закарпатского венгра.

Вадим Трухачёв уверен, что положение венгров на украинском Закарпатье "худшее из всех соседних стран".

– Я не могу понять, почему украинское правительство не хочет сделать жизнь венгров комфортнее. Могу объяснить почему, наверное, это хуторянская упёртость и запредельный уровень западноукраинского национализма, – говорит политолог. – Права венгров в Словакии, Сербии, Румынии намного лучше. В этих странах им не запрещают учиться на родном языке. Не будем забывать, что учиться на своём языке – это базовое право. Или вот такое объяснение: украинцы думают, что если прогнутся под венгров, то придётся прогнуться сами знаете под кого [под русских]. И тогда они [русские] тоже потребуют своих прав. 

Рассуждая о возможных перспективах Закарпатья, политолог отметил, что самое страшное для Украины это то, что юго-запад региона сейчас фактически живёт на средства венгерского бюджета.

– Венгрия практически финансирует юго-запад Закарпатья. Ещё при Леониде Кучме (президент Украины с 1994-го по 2005 год. – Прим. ред.) начали выдавать паспорта венграм, в 2003–2004 годах. Сейчас у венгров есть венгерские паспорта. Высшее образование они уезжают получать в Венгрию. Эти люди ментально для Украины потеряны – с такими законами. Они только ждут малейшей отмашки, чтобы провести референдум и пару районов Закарпатья присоединить с помощью референдума к Венгрии. Самой Венгрии мешает только воля – Евросоюза и НАТО. Уже никакой внутренней связи с государством Украина у закарпатских венгров нет, – резюмирует Вадим Трухачёв. 

ЦИТАТА
Я прожил в Закарпатье последние девять лет, причём два года будто бы в филиале ада. В регионе остался мой брат, он, как и другие, сейчас в очень сложном положении. В Закарпатье в связи с военными действиями оставаться небезопасно, но и уехать оттуда не так просто. А ещё люди не хотят бросать нажитое правильным трудом. Я надеюсь, что власти Венгрии экстренно урегулируют вопрос с Зеленским, чтобы хотя бы на время закарпатских венгров оставили в покое, хотя это и маловероятно. Но я сделаю всё от меня зависящее, чтобы помочь своим родственникам.
— Андор, житель Дебрецена