Растущий мегаполис
По словам Екатерины, в советские времена столицу в кино старались показать прежде всего как динамично развивающийся мегаполис, который прирастает всё новыми и новыми жилыми домами, культурными и социальными объектами.
– Например, "Ирония судьбы" впервые обращает наше внимание на спальные районы, в маршруты по советским фильмам обязательно включают панельную многоэтажку на проспекте Вернадского, где снимали московскую и петербургскую квартиры, – подчеркнула Екатерина.
На рубеже веков роль города стала менее заметной, чем в советский период, хотя по-прежнему важной. По словам Екатерины, это произошло из-за того, что получить разрешение на съёмку в столице стало значительно сложнее. В результате Москву в кино чаще стали показывать из других городов. Например, "Стиляги", где достаточно городских сцен, снимали в Минске.
– Исключение этого периода – "Ночной дозор" (2004) и "Дневной дозор" (2005) Тимура Бекмамбетова, ставшие московскими блокбастерами, – продолжила Екатерина. – Я знаю молодых людей, которые открыли для себя Москву именно по этим фантастическим сюжетам. Фанаты книг Сергея Лукьяненко узнали в здании "Горсовета" Министерство сельского хозяйства РФ и обнаружили тот самый дом Светланы Назаровой в посёлке Ватутинки (Новомосковский административный округ). А самый яркий эпизод – проезд ведьмы Алисы на машине по фасаду гостиницы "Космос" в "Дневном дозоре" – придал памятнику советской архитектуры ассоциацию с фантастическим миром.
Непарадная роль
В 21-м веке кинематографисты начали переосмыслять пространство города, показывая его через окраины. Одним из первых это сделал Фёдор Бондарчук, выбравший местом инопланетного вторжения район Северное Чертаново.
– Ещё один пример фильма – документальная драма Екатерины Селенкиной "Обходные пути" (2021) про закладчиков. Здесь Москва показана с изнаночной стороны: мы видим город через монотонные ряды панельных многоэтажек. Фильм получил специальный приз кинокритиков на Венецианском фестивале и какое-то время шёл в прокате кинотеатра "Октябрь". Хотя это авторское кино и о его массовой популярности говорить не приходится, он создал другой взгляд на городскую повседневность и на Москву, которая может играть непарадную роль, – рассказала Екатерина Белова.
И снова на первый план
После создания в 2018 году Городской межведомственной комиссия по содействию организации съемок фильмов в Москве количество фильмов, где столица вновь выступает в главной роли, увеличилось.
– Московское правительство заинтересовано в популяризации образа города в кино, поэтому кинопроизводителям, в том случае, если 10% от общего хронометража фильмов отданы узнаваемым видам Москвы, предоставляются гранты, – уточнила Екатерина.
Поэтому в последние годы на экранах мы всё чаще видим узнаваемые виды столицы.
Например, фильм "Трезвый водитель" Резо Гигинеишвили про имитацию красивой жизни снимали в центре – на Тверской, Большом Москворецком мосту, Кремлёвской и Пречистенской набережных, а также на Новом Арбате, Проспекте Академика Сахарова, в парке Зарядье и на Манежной площади.
Но есть и исключения из правил, когда на экране зритель видит менее "раскрученные" столичные места. Например, московской локацией фантастического сериала "Карамора" Данилы Козловского по мотивам истории ХХ века стало Крутицкое подворье. Также одной из главных локаций проекта стала подмосковная усадьба "Быково".
Обрастание стереотипами
– Образ Москвы в кино в последнее время "оброс" некоторыми стереотипами. Например, если хотят показать успешных (и, скорее всего, одиноких) бизнесменов, то чаще всего поселят их в "Москве-Сити" – как в сериале "Нежность" Анны Меликян, где одинокая и успешная бизнес-вумен живёт в одном из небоскрёбов. Хотя люди, знакомые с Москвой, понимают, что вариантов для места проживания успешного человека в столице гораздо больше, – говорит Екатерина. – Сериал "Беспринципные", снятый по рассказам Александра Цыпкина, снимали на Патриарших прудах. В Москве это место в последние годы приобрело образ богемного, аналогом которого выступает, например, район Гринвич-Виллидж на Манхэттене в сериале "Секс в большом городе".
Также, по словам Екатерины, ещё с советских времён в кино сохранился стереотип: если серьёзное учебное заведение, то главное здание МГУ, как "памятник" образованию, ориентир просвещения, а зачастую и благополучия. В "Курьере" (1986) Карена Шахназарова в МГУ училась студентка Катя, "девочка из хорошей семьи". Спустя почти три десятилетия здесь же учится любовь главного героя "Легенды №17" (2013) Николая Лебедева.
Моими любимыми фильмами с Москвой в одной из главных ролей остаются “Покровские ворота” и “Летят журавли”. Москва в них разная: праздничная и повседневная, навсегда ушедшая и узнаваемая сегодня. Смотришь эти фильмы и совершаешь путешествие во времени по родному городу. Екатерина Белова