Почему малыш крушит всё на своём пути: эксперты рассказали, могут ли из таких детей вырасти настоящие агрессоры

Если он разносит всё в пух и прах, это вовсе не означает, что ребёнок ужасно злится. У него есть куда более важная причина – так он растёт
Почему малыш крушит всё на своём пути: эксперты рассказали, могут ли из таких детей вырасти настоящие агрессоры
Copyright (c) 2024 New Africa / Shutterstock
Детям нравится строить, а потом ломать.

– C cыном творится что-то ужасное. Ещё недавно был отличным милым малышом, а как исполнилось 2,5 года – как с цепи сорвался. Строит свои города из кубиков и тут же ломает, строит – и тут же смотрит, как они разлетаются на части. И ладно свои постройки. Недавно на детской площадке разворотил машинку другого мальчика – взял и оторвал ковш у пластмассового эскаватора. Реальный Годзилла, – жалуется Алина, мама маленького Паши.

Спросили у психологов, почему так происходит и как долго может длиться.

Зачем он так делает

– Такое поведение характерно для большинства малышей и считается нормальным этапом психического развития. Согласно исследованию 2012 года, разрушительное поведение чаще всего является временным этапом, связанным с формированием саморегуляции и эмоциональной зрелости. Особенно активно оно проявляется в возрасте от 1 до 3 лет. В этот период у ребёнка формируются причинно-следственные связи, он изучает, как устроен мир, и получает важные сенсорные и эмоциональные отклики. Разрушая башню из кубиков или бросая предметы, малыш не делает плохо – он экспериментирует: "что будет, если я это сделаю?" или "как отреагирует взрослый?". Это базовая форма обучения через действие. Конечно, у разных детей такие проявления могут варьироваться в зависимости от темперамента, но сама потребность в разрушении – универсальна. При наличии поддержки, тёплого взаимодействия и стабильной среды ребёнок, как правило, постепенно выходит из этих импульсивных моделей, развивая способность выражать эмоции другими способами, – говорит эксперт-практик, автор собственных методик по работе с психологическими травмами Ника Болзан.

Но у вашего "Годзиллы" могут быть и иные мотивы.

– Через такие действия ребёнок изучает свойства предметов, а также развивает координацию движений, моторику. Процесс разрушения помогает ему лучше управлять своими руками и глазами, учиться точности, – отмечает Лариса Окулик, практикующий психолог, коуч по детско-родительским отношениям. А ещё часто разрушение становится для детей способом выразить эмоции. Ребёнок может сломать что-то и громко кричать или визжать от радости, увидев, что же было внутри игрушки. Или, наоборот, через разрушение он выпускает накопившееся напряжение, агрессию или грусть – например, если плачет. Помимо прочего, так дети начинают понимать, что их действия имеют последствия: если толкнуть башню из кубиков, она упадёт, если сломать постройку из песка, она рассыплется. Это важный этап осознания связи между поступком и результатом.

Также в таком поведении может быть виноват кризис самоопределения.

– Ближе к 3 годам наступает период самоопределения, тот самый кризис "я сам/а",  кризис движения. Дети этого возраста в целом не любят ограничений и хотят снести всё на своём пути, потянуть на себя и опрокинуть что-либо, – добавляет Елизавета Свирина, врач-невролог, педиатр детской клиники "Будь здоров". – Кроме того, желание всё разрушить может быть ввиду отсутствия сформированного эмоционального интеллекта и скудности словарного запаса, но не агрессии. "Назло" в этом возрасте ребёнок точно ничего не делает, он ещё слишком мал, чтобы понимать чувства других, он с трудом понимает сам себя. 

Если малыш разрушает, это не значит, что он злится или хочет что-то испортить. Он просто живёт в режиме эксперимента. В раннем возрасте проявления силы, спонтанности и шума – абсолютно нормальны. Они не мешают формированию характера, а, наоборот, способствуют его становлению.
Ника Болзан


Так делают все?

– Желание разрушить – это нормально для большинства детей в возрасте от года до трёх, хотя многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и среды, созданной в семье. Например, темперамент играет большую роль: активные и любопытные дети чаще тянутся к разрушению, чтобы изучить мир, а более спокойные и осторожные так поступают реже. В детском саду часто можно заметить, как одни малыши бегают, всё ломают, им это интересно, а другие ведут себя тише – и это нормально, ведь каждый ребёнок уникален, – говорит Лариса Окулик. – Воспитание и окружение тоже влияют на поведение. Если у ребёнка много возможностей для творчества и исследования – например, ему дают конструкторы, краски, – он реже ломает вещи, потому что у него есть другие способы взаимодействия с миром. 

Важно чётко объяснять детям границы: что можно ломать, а что нельзя. Например, если стекло разобьётся, ребёнок может пораниться, поэтому нужно предупреждать об опасности.
Лариса Окулик


О каких чертах характера может говорить интерес к разрушению

– Прежде всего это проявление любопытства – ребёнку хочется узнать, как устроен мир, что скрыто внутри предметов, как эти предметы взаимодействуют между собой. Часто такие дети оказываются творческими натурами: сегодня они строят что-то из конструктора, а завтра ломают это и переделывают по-новому. Это тоже форма творчества – экспериментирование, поиск новых решений. Кроме того, если ребёнок снова и снова повторяет действия (сломал – построил – снова сломал), это говорит о развитии настойчивости и усидчивости. Ему интересно разбираться в механизмах: как работает машинка, почему неваляшка не падает, что звенит внутри игрушки, – говорит Лариса Окулик.

Что делать родителям

– Вмешательство родителя важно, но оно не должно подавлять ребёнка. В исследовании 2014 года подчёркивается, что постоянное вмешательство взрослых в процесс детской игры может нарушить естественное развитие самостоятельности и устойчивого внимания. Особенно это касается разрушительной игры: ребёнку важно довести свои действия до конца, чтобы получить опыт и научиться управлять своими импульсами. Поэтому родителям следует не запрещать, а сделать так, чтобы разрушение было безопасным и осмысленным. Например, можно предложить альтернативу: "Вот подушки вместо деревянных кубиков – их можно кидать сколько угодно". Такой подход не ограничивает свободу, а учит ребёнка справляться с импульсами в пределах допустимого, – отмечает Ника Болзан.

При этом, отмечает Лариса Окулик, нужно также установить чёткие границы: нельзя трогать дорогие или хрупкие вещи, чужие игрушки, предметы в магазине или музее. А ещё, уверяет она, лучше всего использовать разрушительное поведение как возможность для обучения. 

– Например, можно вместе с ребёнком строить башню из кубиков, а потом специально её уронить и обсудить, почему она упала, – говорит эксперт. – Или собирать и разбирать простые механизмы, чтобы малыш понимал, как они устроены.

А ещё, воспользовавшись ситуацией, можно попытаться развить речь ваших сына или дочери.

– Малышам нравится звук падения, их это забавляет. Если сопровождать его звуком "бах", то можно таким образом стимулировать речевое развитие, а далее осваивать глагол "упасть", – добавляет Елизавета Свирина.

Очень важно давать малышу возможность сбросить накопившееся внутреннее напряжение иначе его подавление будет иметь более серьезные последствия в старшем возрасте
Елизавета Свирина


Кроме того, важно, чтобы родитель был в контакте с собой: если разрушительное поведение вызывает раздражение или тревогу, стоит спросить себя: почему? 

– Часто именно через эти моменты активируются наши собственные детские травмы и опыт, когда нас критиковали за "неудобное" поведение. Помните, что забота о ребёнке начинается с заботы о себе. Психологическое благополучие ребёнка формируется через ощущение безопасности – не только физической, но и эмоциональной. Когда малыш чувствует, что рядом взрослый, который его принимает, направляет и остаётся устойчивым даже в моменты хаоса, именно тогда формируется настоящая внутренняя опора. А психологическое благополучие родителей – ключ к тому, чтобы быть таким взрослым, – подводит итог Ника Болзан.

Читайте также: Как сделать ребёнка самостоятельным, ответственным и инициативным