Первый в России Музей героизма появился в павильоне № 59 "Зерно" на ВДНХ – его открыл мэр Москвы Сергей Собянин

Репортёр Metro одной из первых вдохновилась подвигами героев – врачей, учёных, военных, спортсменов и деятелей культуры
Первый в России Музей героизма появился в павильоне № 59 "Зерно" на ВДНХ – его открыл мэр Москвы Сергей Собянин
Елена Купцова
На входе в музей гостей встречает рубиново-красное "Сердце героя" – арт-объект символизирует самопожертвование и готовность совершить подвиг во благо других людей.

Зимний вечер, покосившаяся скамейка и покрытый льдом пруд – глядя на мультимедийный экран, первые посетители Музея героизма на самом деле видят то, на что смотрел из своего окошка маленький Валерий Харламов, будущий ведущий хоккеист СССР. Вдруг изображение меняется и мы уже разглядываем бескрайнее небо, о котором мечтал юный Юрий Гагарин.

– Эти образы начинают формировать путь героев с детства, подсказывая, как они могут проявить себя, – говорит Станислав Наумов, режиссёр и продюсер Музея героизма. – Здесь можно увидеть пейзажи, хорошо знакомые Сергию Радонежскому и Зое Космодемьянской, Петру I и Георгию Жукову. Все они воссозданы по картинам и фотографиям и синхронизированы со временем суток и сезоном года уже у нас за окном.  

Рядом – детские книги, которыми зачитывались будущие герои: "Тимур и его команда", "Волшебник Изумрудного города", "Робинзон Крузо".  

– Мы искали либо бестселлеры, которые читала вся страна, либо действительно подтверждённые фактами книги, – объясняет выбор литературы Станислав. – Например, доктор Лиза, Елизавета Глинка, в числе любимых детских книжек называла "Айболита". Может, это повлияло на её дальнейшие жизненные поиски. 

ЦИТАТА
Здесь мы создали живую летопись подвигов наших предшественников и современников.
— Сергей Собянин, мэр Москвы

Пока идёт экскурсия, где-то сзади слышатся звуки телевизора – собравшиеся перед ним смотрят ролики о событиях, происходивших в момент становления наших героев. На стене возле этой "машины времени" висят десятки фотографий, вырезок, флажков, карт и рисунков от монголо-татарского ига и полыхающей в пожаре 1812 года Москвы до афиш балетных постановок и документов о научных открытиях. Такое разнообразие нужно, чтобы наиболее полно отобразить подвиг – явление довольно метафоричное.  

Тот самый телевизор, перемещающий в прошлое.
Елена Купцова
Тот самый телевизор, перемещающий в прошлое.

– Здесь, на колонках, воспроизводится диалог между добрым началом внутри человека и демоном-искусителем, который внушает ему страх, – говорит продюсер музея. – Это тот разговор, который герой слышит внутри себя, принимая то или иное победоносное решение. 

От метафоры – к реальным примерам: дальнейшие залы музея посвящены подвигам соотечественников. В ядре всего – подвиг ратный. 

На мозаичном панно изображены три кита нашей обороноспособности – пехота, Воздушно-космические силы и Военно-морской флот.
Елена Купцова
На мозаичном панно изображены три кита нашей обороноспособности – пехота, Воздушно-космические силы и Военно-морской флот.

В центре зала диорама – полукруглый макет, посвящённый подвигу водителей, обеспечивающих логистику во время военных действий. 

– Доставляя продовольствие и боеприпасы, привозя медикаменты для мирных жителей, они рискуют собой. Как водители на Ладожском озере во время блокады Ленинграда – тогда под лёд ушло огромное количество автомобилей. 

Диорама, изображающая героев-водителей.
Елена Купцова
Диорама, изображающая героев-водителей.

Чествуют и обычных тружеников – работников предприятий оборонно-промышленного комплекса и, конечно, врачей. Тех, кто работал в красных зонах в эпидемию коронавируса, тех, кто разрабатывал вакцину во время эпидемии Эболы в Конго, и тех, кто не даёт умирать бойцам на линии боевого соприкосновения сейчас. 

В других залах можно познакомиться с подвигами музыкантов, поддерживавших народ в военные годы, спортсменов, посвящавших великие победы своей стране, путешественников-первопроходцев, изобретателей, а также сотрудников МЧС и других ведомств, чья работа и есть ежедневный подвиг. 

Этот уголок посвящён благотворительности: с одной стороны вращающегося панно – архивные фотографии, с другой – истории бескорыстной помощи.
Елена Купцова
Этот уголок посвящён благотворительности: с одной стороны вращающегося панно – архивные фотографии, с другой – истории бескорыстной помощи.

У каждого стенда мультимедийная стойка – прикладывая к ней специальный браслет, гости музея обозначают то, что зацепило их больше всего. А на выходе посетителей встречает экран: при считывании браслета на нём появляется близкий по духу герой, чей опыт сможет наставить человека. Оживлённые с помощью искусственного интеллекта "наставники" помогают найти ответы на собственные вопросы. А совет от настоящего героя, как ничто другое, вдохновляет на личные победы.