В Минобороны сообщили, что во дворе одного из жилых кварталов в Ейске (Краснодарский край) рухнул самолёт Су-34. После этого произошло возгорание топлива, загорелся жилой дом.
Истребитель выполнял полёт с военного аэродрома Южного военного округа и потерпел крушение при наборе высоты. Лётчики катапультировались.
Исходя из последних данных, что, на ваш взгляд, произошло?
– Самолёт на взлёте потерял тягу, произошёл отказ двигателей, – говорит Metro заслуженный пилот России Юрий Сытник. – Почему? Разные могут быть причины. Или проблемы с топливом, или диверсия, или лётный ресурс у самолёта был выработан, или экипаж ошибся. Но перед взлётом экипаж и техники были уверены, что самолёт исправен. И экипаж поставил подпись в задании на вылет. А дальше произошло что-то нештатное. Пилоты катапультировались. Самолёт упал в дом, он разрушен. Получается, взорвался боекомплект в самолёте. Министерство обороны говорит, что это был учебно-тренировочный полёт.
Экипаж виноват?
Причём тут экипаж, пилоты? Вокруг аэродрома идёт строительство, люди покупают там квартиры. Самолёты имеют обыкновение падать. Так зачем там строить дома? Почему там возле взлётно-посадочной построен микрорайон? Что до инцидента, то если самолёт загружен топливом и боекомплектами, то потеря даже одного двигателя приводит к тому, что он теряется скорость, устойчивость и управляемость. Хорошо, что лётчики катапультировались. Но уводить самолёт до последнего, чтобы вместе с ним взорваться... Отвечать должны те, кто разрешил вылет.
То есть, скорректировать полёт было уже невозможно?
Да, потеря тяги – очень критичная. Самолёт становится неуправляемым куском железа. По инерции летит туда, куда направлен центр тяжести. Когда нет скорости, что-то предпринимать бесполезно.
Такое уже случалось?
Да, в Новосибирске пилот намеренно навёл самолёт на жилой дом, чтобы отомстить жене. Во дворах самолёты падали. Во всём мире такое происходит. Много аэродромов построено в центре городов, где есть жилые дома. Люди, которые в них живут, должны понимать, что рискуют.
Пилоты проходят психологическую подготовку для таких случаев?
Пилоты не защищены. Написать инструкцию на все случаи жизни невозможно! Какими бы умными ни были психологи, ответственность в данном случае – на совести командира корабля. Был бы у него запас по скорости и высоте, отвели бы тогда самолёт в сторону. Увы, всё произошло уже на взлёте.
Возвращаются в лётное дело после такого?
Позвоночники целы, пилоты не разбились. Дай бог, чтобы все были живы-здоровы и ещё послужили родине.