Организм человека стареет резкими скачками в два этапа

Если вы заметили внезапное появление морщин, ломоту в теле или просто ощутили, будто бы сильно постарели практически за ночь, этому может быть научное объяснение
Организм человека стареет резкими скачками в два этапа
BLACKDAY / Copyright (c) 2021 BLACKDAY/Shutterstock.
Процесс старения у женщин оказался идентичен мужскому

Возрастные изменения происходят двумя основными волнами — в возрасте примерно 44 и 60 лет, выяснили американские учёные под руководством генетика Майкла Снайдера.

Специалисты из Стэнфордского университета регулярно брали образцы крови у 108 добровольцев в возрасте от 25 до 75 лет, наблюдая за порядка 135 тысячами различных молекул (РНК, белков и метаболитов) и микробов (бактерии, вирусы и грибки, обитающие в кишечнике и на коже). В результате выяснилось, что наибольшие изменения в теле человека происходят именно в возрасте 44 и 60 лет. Результат их трудов опубликован в журнале Nature.

"Мы не просто меняемся постепенно с течением времени. В определённом возрасте происходят действительно драматические изменения", — подчеркнул профессор Майкл Снайдер.

Первая волна затрагивала белки, связанные с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а вторая — участвующие в иммунной регуляции, углеводном обмене и работе почек. Работа же белков, отвечающих за возрастные изменения кожи и мышечной ткани, трансформировалась на обоих этапах исследования.

Но как же знания об этом могут быть применимы на практике? Оказывается, с помощью труда американских учёных мы можем сделать ещё один шаг к созданию "таблетки бессмертия".

— Эта статья, пусть и ненамного, но приближает нас к пониманию механизма старения, — объяснил Metro доктор биологических наук, заведующий лабораторией редактирования генома Научного центра им. Кулакова Денис Ребриков. — Она прямо говорит нам, где искать важные изменения, запускающие его, и как понять, какие конкретно гены инициируют этот процесс. Сам вопрос выключения старения упирается в то, что мы не знаем, на что конкретно нужно повлиять в каких-то 5–7 генах.

В случае удачи каждый человек будет жить ровно до того, как заболеет раком, уточнил эксперт.

— Рак — это отдельное направление. Есть старение, а есть сходящие с ума клетки в многоклеточном организме. В результате сейчас кто-то доживает до своего рака, а кто-то не успевает до него дожить. Но если человек начнёт жить очень долго, каждому в итоге придётся с ним столкнуться.

Однако это исследование не является чем-то революционным, подметил Ребриков. Сведения о неравномерности старения имеются уже давно. В этом случае американцам удалось лишь проверить их на большой выборке.

Главная же проблема их работы заключается в условности рубежей старения. На самом деле этот процесс индивидуален для каждого человека.

— У кого-то в 38 лет может начаться, у кого-то в 47. Разброс очень велик.

Тем не менее результаты исследования подтверждают данные о существенном росте риска появления многих возрастных заболеваний после 60 лет.