Вивьен Ли любят ставить в ряд несчастных красавиц, которых щедро одарила природа, а судьба обманула. Но для зрителей всего мира она и спустя более полувека после своей смерти остаётся актрисой непревзойдённой красоты и равного ей по степени таланта, продолжая дарить радость своей игрой. Может ли актриса, оставившая подобный след в истории кино, считаться несчастной – большой вопрос. Metro вспоминает главные фильмы Вивьен Ли.
"Унесённые ветром" (1939)
Увидев Ли, продюсер Дэвид Селзник сразу понял, что она главная претендентка на роль Скарлетт, но не сразу её утвердил, поскольку она была иностранкой. Он боялся гнева тех 1400 голливудских актрис, которые претендовали на роль символа Америки. Как ни странно, кандидатуру Вивьен горячо поддержала Конфедерация южан: пусть роль плантаторши лучше играет британка, чем какие-то янки! Позже Селзник вспоминал: "Когда мне представили Вивьен, её лицо было озарено светом: я сразу понял, что наконец у меня есть то, что я так долго искал". Съёмки семь дней в неделю дались ей нелегко, но её партнёрша по фильму Оливия де Хэвилленд, исполнившая роль Мелани Гамильтон, потом вспоминала, что Вивьен была безукоризненно дисциплинирована и профессиональна. "Я жила Скарлетт с раннего утра до позднего вечера, хотела, чтобы каждое движение принадлежало именно ей. У меня было чувство, что совершённые Скарлетт поступки совершены мною самой", – так Ли потом говорила о своей роли. Это был высочайший уровень мастерства, за который актриса заслуженно получила свой первый "Оскар" 28 февраля 1940 года. Эта картина до сих пор остаётся одной из любимейших и у российских зрителей – согласитесь, что это тот редкий случай, когда фильм так же прекрасен, как и книга, по которой он снят.
"Мост Ватерлоо" (1940)
Роль балерины Майры Лестер, которую разлучила с любимым Первая мировая война, стала одной из лучших ролей Ли. Это нежная и пронзительная мелодрама с трагической развязкой – немного старомодная, по признанию критиков, и вроде бы находившаяся под угрозой провала. Но спасла фильм именно гениальная игра Вивьен, которая достоверно передала всю гамму переживаний женщины, вынужденной пойти на панель. После громкого успеха "Унесённых ветром" у неё, как и у многих столь же ярко загоревшихся звёзд, была серьёзная угроза стать актрисой одной роли – но "Мост Ватерлоо" только укрепил её высочайший статус на кинонебосклоне.
"Леди Гамильтон" (1941)
В картине о британском вице-адмирале Горацио Нельсоне и его любовнице Эмме Гамильтон Вивьен Ли снялась вместе со своим мужем, британским актёром Лоуренсом Оливье – и его переиграла. "Нью-Йорк Таймс" писала об игре актрисы так: "Вивьен Ли, как леди Гамильтон, восхитительна. Всё очарование, изящество и дух, которыми обладает мисс Ли, прекрасно используются для того, чтобы запечатлеть тонкое волшебство, которое Эмма наверняка сотворила". Режиссёр картины Александр Корда потом говорил, что Ли была способна заглянуть в глубины человеческой души и передать все оттенки эмоций – от ликования до отчаяния. Это был очередной триумф Ли, и после этой картины она больше не снималась с мужем, опасаясь вызвать его профессиональную ревность.
"Трамвай "Желание" (1951)
В 1950 году Лоуренс Оливье поставил на лондонской сцене "Трамвай "Желание" Теннеси Уильямса. Вивьен Ли блистала в роли Бланш Дюбуа, но настоящий триумф её ждал, когда пьесу решили экранизировать в Голливуде. Режиссёром картины стал американец Элиа Казан. После выхода фильма на экраны критики захлёбывались от восторга: "В сравнении с этим пьесы Шекспира кажутся малобюджетными боевиками". Партнёром Ли по площадке стал Марлон Брандо, который позже вспоминал, что она никогда не была до конца довольна своей работой. "Скажи ей режиссёр – давай снимем ещё дубль – и она поползёт по битому стеклу, чтобы превзойти себя". В марте 1952 года она получает свой второй "Оскар" за эту картину, а в апреле с ней случился нервный приступ. Но так ли уж важны были для неё статуэтки американской киноакадемии? Известно, что она подпирала "Оскарами" двери своей спальни.
"Корабль дураков" (1965)
В картине Стэнли Крамера актриса снималась уже будучи больной – её измучили как нервное расстройство, так и туберкулёз. Роль разведённой кокетки Мэри Трэдуэлл стала для Ли последней в кино. В ней она, уже явно постаревшая и со следами сильной усталости на лице, всё так же прекрасна. "Не можешь получить то, что хочешь – нацелься на то, что можешь получить", – рассуждает её героиня, влюбляет в себя окружающих и танцует чарльстон. Корабль плывёт с сотнями пассажиров через бескрайний океан – у каждого из них свои проблемы, но каждому кажется, что вот-вот, и он прибудет к другому, счастливому берегу, где все его проблемы рассеются, как сон.