В феврале в Екатеринбурге охранник одного из супермаркетов избил покупателя, заподозрив его в краже. Примерно в то же время в Новосибирске другой сотрудник охраны ударил по спине мальчика, который, по его словам, "сам спровоцировал его, 40 минут бегая по залам и прячась". Безусловно, самим охранникам тоже достаётся от агрессивных покупателей, но чаще всё же страдают именно люди, которые ничего неправомерного не сделали, но были подвергнуты унизительному обыску и допросу. Узнали у юриста, что на самом деле вправе потребовать от вас сотрудник охраны и куда обращаться, если вы стали жертвой его неправомерных действий.
Какие права есть у охранника в магазине по отношению к покупателям
"Охранник в магазине должен следить за соблюдением общественного порядка. Собственная служба охраны магазина, как правило, занимается проверкой правильности расчётов с кассиром и устанавливает механизмы, чтобы не было краж. Также представители охраны могут находиться в торговом зале под видом покупателей в качестве наблюдателей. Если охранник подозревает, что человек не оплатил какой-то товар, он имеет право предложить проверить чек и содержимое сумки. Именно предложить – акцентирую", – сообщил юрист, судебный эксперт и медиатор Юрий Капштык. – Очень важный и существенный момент – охранники в магазине могут быть либо привлечённые из частных охранных агентств, либо из внутренней службы безопасности магазина. Последние имеют право пригласить человека пройти, чтобы выложить товар и сверить его с чеком. А в случае если охрана относится к ЧОП, она лишь является свидетелем совершения гражданско-правовой сделки, то есть как покупатель оплатил товар в магазине. Такой охранник не имеет полномочий предъявить вам какие-либо требования. Он может предложить в добровольном порядке сверить чек. Если же у него есть подозрения в совершении кражи, он обязан вызвать сотрудников полиции для задержания и досмотра. При этом секьюрити обязан написать заявление в установленной форме о том, что он стал свидетелем факта кражи и просит проверить человека на предмет хищения товара.
Куда жаловаться за неправомерное задержание и превышение полномочий со стороны охранника
"В случае неправомерных действий охранников, если они хватают за руки, за сумку, требуют вытащить товары, ведут себя агрессивно и даже тащат в комнату, это противозаконно и подлежит тщательной проверке с последующим привлечением к административной или уголовной ответственности. С заявлением о неправомерных действиях охраны необходимо обращаться в структуру МВД, которая выдаёт лицензию на частную охранную деятельность. Также заявление с фото- и видеофиксацией можно подать через сайт "Госуслуги" и в прокуратуру, которая проведёт действующую проверку законности действий представителя службы безопасности", – посоветовал эксперт.