ОБУЧЕНИЕ

Обучаться истории или химии можно с помощью очков и шлема

Ректор университета, академик Виктор Садовничий на Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики и информатики рассказал, что учёные МГУ им. Ломоносова работают над созданием учебников с внедрением виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). Metro выяснило, что обучение с использованием новейших технологий в ВУЗе идёт уже давно
С помощью AR и VR можно увидеть объёмные модели.
Pixabay.com

Начнём с того, что учебные материалы с виртуальной или дополненной реальностью – это не книги с картинками и даже не компьютер или ноутбук. Для взаимодействия с виртуальным пространством требуются шлемы, очки или в крайнем случае планшет или смартфон.  

В Московском университете давно идут работы по изучению возможностей применения в учебном процессе виртуальной и дополненной реальности. 

– Было создано сразу несколько научно-образовательных школ, – рассказал Виктор Чертополохов, научный сотрудник Межфакультетского центра виртуальной реальности МГУ. – Например, научно-образовательная школа "Математические методы анализа сложных систем", которой руководит непосредственно ректор Виктор Антонович Садовничий. Есть химические наглядные материалы по кристаллохимии – сложные структуры, которые требуют объёмного мышления, и здесь дополненная реальность очень хорошо пошла. Есть разработки AR и VR по топологии, медицине, биологии, киберпсихологии. 

Может сложиться ложное впечатление, что виртуальная реальность – территория только точных наук. На самом деле, как показывает опыт Московского университета, ограничений нет

– На историческом факультете несколько лет назад произвели реконструкцию Страстного монастыря. А в прошлом году закончили реконструкцию Белого города Москвы XVII–XVIII веков. Теперь у студентов есть возможность увидеть себя в те исторические времена. 

Как оценить эффективность AR- и VR-обучения?

Среди плюсов внедрения виртуальной реальности в учебный процесс можно назвать следующие. Технологические возможности: увидеть объёмные визуализации данных. Немаловажен и объединяющий фактор: независимо от того, где географически находится каждый студент во время занятия, есть возможность виртуально работать группой. Не будем забывать и про открывающиеся возможности сэкономить на закупках учебных материалов. Например, регулярная закупка реагентов на урок химии уйдёт в прошлое при проведении опытов в виртуальном пространстве. 

Но встаёт вопрос качества такого образования. Где находится баланс между использованием виртуальности и проведением реальных экспериментов? 

– Могу сказать, что полностью заменить реальный опыт в виртуальной среде нельзя, – подчеркнул Виктор Чертополохов, – его возможно только дополнить. На факультете психологии изучают и сравнивают показатели (качества образования с использованием VR-технологий – Прим. Ред.). С 2013 года копится статистика. Исследуем, как одни студенты усваивают материал без виртуальной и дополненной реальности и помогли ли VR и AR другим изучить предмет. Наблюдается положительная динамика. Например, виртуальная реальность хорошо показала себя в кристаллохимии, где требуется объёмное мышление.  

Когда же AR-  и VR – учебные пособия уйдут в массы?

– Пока сложно сказать, – ответил Виктор Чертополохов. – Зависит от результатов экспериментов. Повсеместно – через 5 лет и даже позже. Очень приблизительно.

Но ждать и бездействовать не придётся. Попробовать использование учебных материалов с AR и VR можно уже сегодня. Например, в продаже есть учебные материалы для школьников: картографический атлас и учебная платформа для изучения английского языка и подготовки к экзаменам с модулями дополненной реальности (издательство “Просвещение”).  

Когда урок похож на съемки в фантастическом фильме.1/5
Межфакультетский ВР-центр МГУ