Команда трудовой коммуны "Вспомнить всё" раскрыла одну из тайн Дома Ярошенко на Хитровке, отреставрировав вывески дореволюционного расписного фасада. Все работы были сделаны на донаты от простых москвичей, благодаря которым удалось собрать более 750 тысяч рублей. Теперь четыре вывески "Пиво", "Чайная", "Столовая", "Воды”, бережно очищенные от слоя штукатурки украшают обшарпанные временем стены.
– Вывески невероятно красивые: все буквы авторские, с фантазийными завитками, на сложном градиентном фоне – это топовый уровень живописного настенного мастерства, – сказала руководитель команды реставраторов коммуны Екатерина Дмитриева. – Это была очень сложная работа, и мы максимально серьёзно подошли к процессу, например, провели необходимые химические исследования.
К сожалению, старых фотографий фасада не сохранилось, поэтому точно установить год создания вывесок не удалось.
– Все четыре слова в дореволюционной и советской орфографии читаются одинаково. Но это явно не "нэповский" стиль – завитушки на заглавных буквах говорят, что в доме была чайная дореволюционных времён, – уточнила глава трудкоммуны Наталья Тарнавская.
Но по какой причине на Хитровке, которая славилась своими трактирами, в начале XX века находилась чайная?
– Тогда пьянство рабочих достигло своего апогея. Это связано с тем, что в 1880-е годы рабочий день сократился до 8–9 часов, и у рабочих появилось свободное время, они шли в трактиры. Этой проблемой озаботилось правительство. В 1901 году под руководством императора Николая II было создано "Общество попечения о народной трезвости". Его задачей было приучение рабочих к трезвому образу жизни. Решили заменять трактиры чайными, – рассказала экскурсовод, москвовед Ирина Левина. – При каждой чайной были библиотеки, чтобы посетители читали книги и газеты и с пользой проводили время.
А время здесь проводили в том числе обитатели ночлежки, которые с пяти утра (чайные открывались в пять – в час прибытия первой электрички в Москву) до открытия ночлежки грелись за чашкой чая.
– Цибик чая за 5 копеек могли себе позволить даже они, тем более с одного цибика можно было заварить 7 чашек чая, – добавила Ирина Левина. Продавали в чайных и кофе, но для рабочих это было дорого, также как и молоко – пить чай с молоком рабочие не привыкли.
“Общество попечения о народной трезвости” просуществовало до 1917 года. Чайные были закрыты. И если бы не вывеска на фасаде, долгие годы прятавшаяся от любопытных современников под слоем штукатурки, возможно, мы бы так и не узнали, что обитатели Хитровки употребляли не только крепкие напитки, но и чай в большом количестве.