"Нос как у Буратино": потомки динозавров стали массово падать на москвичей

Вальдшнепы, или лесные кулики, в эти дни пролетают над Москвой, стремясь на зимовку на Кавказ, в Крым и Средиземноморье. Один из них почти свалился на голову репортёру Metro, который попытался спасти оглушённую птицу, передав её в центр реабилитации
"Нос как у Буратино": потомки динозавров стали массово падать на москвичей
Copyright (c) 2024 smutan/Shutterstock. No use without permission.
Лесной кулик питается дождевыми червями, улитками и рачками.

На панели у Центрального телеграфа металась диковинного вида птица. У неё был необычный окрас и длинный клюв, словно нос Буратино. Шедшая мимо ватага школьников с учителем во главе шумно обсуждала метания пернатого.  

– Вы можете взять её на руки? – спросила меня прохожая. Я аккуратно поднял птицу и передал ей. Девушка отнесла длинноклювого потомка динозавров в центр реабилитации и реинтродукции диких птиц "Воронье Гнездо". 

Прохожие на Тверской эмоционально реагировали на экзотическую для городских ландшафтов птицу.
Ярослав Николаев
Прохожие на Тверской эмоционально реагировали на экзотическую для городских ландшафтов птицу.

Вальдшнепы, которыми любили лакомиться русские дворяне, сейчас активно летят из центральной полосы и с севера России на юг: на Черноморское и Средиземноморское побережья, в Северную Африку, сообщает официальный портал правительства Москвы. 

Сентябрь и октябрь – пик отлёта этих пернатых из России на юг, рассказывает Metro ветеринар-волонтёр центра реабилитации Елена Исаева. 

Немало вальдшнепов обитает в Подмосковье.
Copyright (c) 2018 FJAH/Shutterstock. No use without permission.
Немало вальдшнепов обитает в Подмосковье.

– Птицы эти достаточно тяжёлые, летят быстро, глазки у них расположены по бокам головы. То есть они не очень сильно приспособлены к тому, чтобы видеть, что происходит прямо перед ними, не могут здраво оценить свою скорость, расстояние и специфику объектов перед ними, – говорит собеседница. – Поэтому вальдшнепы плохо видят наши городские опасности в виде стеклянных фасадов, офисных зданий, проводов, рекламных щитов. Они врезаются в них и падают оглушённые. 

Сама птица принадлежит  к массовому виду, но входит в Красную книгу Москвы. Жирненький по осени вальд­шнеп – желанная добыча для городских хищников – уличных кошек и собак. И домашняя собака, особенно охотничья, с удовольствием закусит ей. Вороны с чайками также не прочь полакомиться вальд­шнепами. Постоять за себя эта безобидная птица не в состоянии.  

К сожалению, лесной кулик, которого ветеринарам передали репортёр Metro и прохожая, не выжил. 

– Он разбился насмерть в момент, когда вы его подобрали, – сокрушается специалист. – У него уже были несовместимые с жизнью внутренние повреждения – тяжёлая черепно-мозговая травма, которая привела к отёку мозга. 

ЦИТАТА
Вальдшнеп – это хомячок птичьего мира. Это пернатое глупенькое и легко умирает
— Елена Исаева, член совета правления центра реабилитации и реинтродукции диких птиц "Воронье Гнездо"

Елена Исаева отмечает, что если таким птицам не получается "отремонтировать" лапу или клюв, то их приходится усыплять. Часто они свечкуют – взмывают вверх, если чувствуют опасность. И сами себе разбивают головы о потолок реабилитационного центра. 

– Птица эта очень нервная, очень нежная, очень чувствительная, легко пугается, – сетует ветеринар. По словам Елены Исаевой, смертность среди упавших вальдшнепов достигает 90%. Самый лучший результат Елены – 12 выпущенных вальдшнепов из 75 птиц, попавших на реабилитацию за сезон.

– Каждый выпуск вальд­шнепа для меня большая радость, – говорит она. – Я их люблю. Они очень хорошенькие, трогательные и беззащитные. Некоторые из них более лояльны к человеку, чем другие птицы, могут даже сидеть на руке, смотреть на тебя своими большими глазами-бусинами. Они кажутся очень неуклюжими. Сложно представить даже, как они выживают в дикой природе.  

Елена Исаева говорит, что планирует улучшить методику реабилитации вальдшнепов. Чтобы у большей части птиц, попавших в беду в нашем городе, был шанс выжить и продолжить путь на юг.