На панели у Центрального телеграфа металась диковинного вида птица. У неё был необычный окрас и длинный клюв, словно нос Буратино. Шедшая мимо ватага школьников с учителем во главе шумно обсуждала метания пернатого.
– Вы можете взять её на руки? – спросила меня прохожая. Я аккуратно поднял птицу и передал ей. Девушка отнесла длинноклювого потомка динозавров в центр реабилитации и реинтродукции диких птиц "Воронье Гнездо".
Вальдшнепы, которыми любили лакомиться русские дворяне, сейчас активно летят из центральной полосы и с севера России на юг: на Черноморское и Средиземноморское побережья, в Северную Африку, сообщает официальный портал правительства Москвы.
Сентябрь и октябрь – пик отлёта этих пернатых из России на юг, рассказывает Metro ветеринар-волонтёр центра реабилитации Елена Исаева.
– Птицы эти достаточно тяжёлые, летят быстро, глазки у них расположены по бокам головы. То есть они не очень сильно приспособлены к тому, чтобы видеть, что происходит прямо перед ними, не могут здраво оценить свою скорость, расстояние и специфику объектов перед ними, – говорит собеседница. – Поэтому вальдшнепы плохо видят наши городские опасности в виде стеклянных фасадов, офисных зданий, проводов, рекламных щитов. Они врезаются в них и падают оглушённые.
Сама птица принадлежит к массовому виду, но входит в Красную книгу Москвы. Жирненький по осени вальдшнеп – желанная добыча для городских хищников – уличных кошек и собак. И домашняя собака, особенно охотничья, с удовольствием закусит ей. Вороны с чайками также не прочь полакомиться вальдшнепами. Постоять за себя эта безобидная птица не в состоянии.
К сожалению, лесной кулик, которого ветеринарам передали репортёр Metro и прохожая, не выжил.
– Он разбился насмерть в момент, когда вы его подобрали, – сокрушается специалист. – У него уже были несовместимые с жизнью внутренние повреждения – тяжёлая черепно-мозговая травма, которая привела к отёку мозга.
Елена Исаева отмечает, что если таким птицам не получается "отремонтировать" лапу или клюв, то их приходится усыплять. Часто они свечкуют – взмывают вверх, если чувствуют опасность. И сами себе разбивают головы о потолок реабилитационного центра.
– Птица эта очень нервная, очень нежная, очень чувствительная, легко пугается, – сетует ветеринар. По словам Елены Исаевой, смертность среди упавших вальдшнепов достигает 90%. Самый лучший результат Елены – 12 выпущенных вальдшнепов из 75 птиц, попавших на реабилитацию за сезон.
– Каждый выпуск вальдшнепа для меня большая радость, – говорит она. – Я их люблю. Они очень хорошенькие, трогательные и беззащитные. Некоторые из них более лояльны к человеку, чем другие птицы, могут даже сидеть на руке, смотреть на тебя своими большими глазами-бусинами. Они кажутся очень неуклюжими. Сложно представить даже, как они выживают в дикой природе.
Елена Исаева говорит, что планирует улучшить методику реабилитации вальдшнепов. Чтобы у большей части птиц, попавших в беду в нашем городе, был шанс выжить и продолжить путь на юг.