Сегодня утром питерский аэропорт Пулково на время приостановил обслуживание рейсов. Об этом сообщило правительство города в Telegram-канале. Причиной стало обнаружение неопознанного летающего объекта в зоне потенциальной опасности – около 500 километров вокруг Петербурга. Был задействован план "Ковёр": воздушное пространство над Санкт-Петербургом закрыли, а все рейсы развернули обратно.
РИА "ФАН" со ссылкой на свои источники передало, что неопознанным объектом мог быть разведывательный летательный аппарат, который незаконно пересёк границу со стороны Финляндии.
Позже Министерство обороны РФ опровергло все слухи. В Telegram-канале РИА "Новости", сославшись на ведомство, сообщили, что "дежурными силами Западной зоны ответственности за ПВО проведена тренировка по взаимодействию с гражданскими органами управления воздушным движением".
"В ходе учений отработали вопросы обнаружения, перехвата и идентификации предполагаемой цели нарушителя, а также взаимодействия с экстренными службами. Были задействованы истребители из состава дежурных сил ПВО", – говорится в сообщении.
По словам заслуженного пилота России, бывшего лётного директора "Внуковских авиалиний" Юрия Сытника, все службы Пулково сработали согласно порядку реагирования.
– Как только авиадиспетчер обнаруживает неизвестный объект на радаре, он пытается с ним связаться на определённой частоте. Если точка продолжает движение и не реагирует на сообщения, сотрудник аэропорта обязан вызвать военных, – рассказал Metro эксперт.
Сытник подчеркнул, что в подобных ситуациях объявляется план "Ковёр", когда самолёты, оказавшиеся рядом, отправляются на запасные аэродромы, садятся или разворачиваются в другую сторону.
– Сотрудники аэропорта во время закрытого неба продолжают выполнять свои функции. Какой-то специальной инструкции нет. Если же подлетит дрон с оружием и военные его не собьют, тогда работники авиагавани будут обязаны укрыться в бомбоубежище вместе с пассажирами и обеспечить их безопасность, – поделился Сытник.
Какими бывают беспилотники и как их обнаружить, Metro рассказал заслуженный военный лётчик РФ Владимир Попов.
– Существует огромное количество беспилотников (реактивные, турбовинтовые, высотные и т. д.). Например, американский MQ-9 Reaper может летать сутками и проходить тысячи километров. Самое главное для аппарата – быть под управлением. Обычно его ведут через спутник или с борта самолёта-разведчика. Чаще БПЛА летают вдоль границ и в нейтральных водах, редко нарушая государственную границу на большое расстояние, – пояснил он.
Лётчик говорит, что произошедший в Пулково инцидент, если это был беспилотник, его не удивляет, так как Петербург находится рядом с границей Финляндии и Прибалтики, что делает его доступной мишенью для БПЛА. Попов подчеркнул, что засечь неопознанный объект в небе диспетчерским локаторам удаётся далеко не всегда: гражданские радары способны опознать подобный объект только при работе в активном диапазоне в зоне прямой видимости.
– Системы обнаружения ВВС и Минобороны смогут засечь любую цель на своём радаре и определить, муляж это или боевой дрон, вплоть до характеристики устройства. К сожалению, сейчас нет единой военно-гражданской локационной системы, как в СССР. Конечно, в военное время приоритет отдаётся силовикам, но без отработанных действий гражданского и военного блока будут происходить такие прецеденты, – сказал Попов и добавил, что беспилотники могут создать прямую угрозу для гражданской авиации. При столкновении беспилотника с пассажирским самолётом произойдёт авария, которая может привести к взрыву в воздухе или крушению авиалайнера.
В заключение эксперт отметил, что такой сценарий возможен в аэропорту абсолютно любого города России, включая Москву. Обнаружение БПЛА будет зависеть от слаженности действий военных и гражданских служб.
После обеда небо над Питером открыли, и аэропорт Пулково возобновил работу в штатном режиме.