Названа истинная причина смерти немецкого композитора Людвига ван Бетховена

Специалисты Кембриджа секвенировали геном Людвига ван Бетховена – композитора, умершего почти 200 лет назад. Они установили, от чего тот умер
Названа истинная причина смерти немецкого композитора Людвига ван Бетховена
Getty
Портрет Бетховена за роялем, 1800 год.

Учёные исследовали пряди волос Бетховена и выяснили, что у него был высокий генетический риск заболевания печени, а под конец жизни он, по всей видимости, страдал из-за гепатита В. Отчёт об исследовании учёные опубликовали в журнале Current Biology.

Кембриджские специалисты добились того, что частично подтвердили версию, будто Бетховена сгубил алкоголизм – он-то и вызвал печёночную недостаточность, к которой он был предрасположен.

Как пишет Daily Mail, Бетховен любил винные напитки, и, по легенде, когда он умирал, ему подарили рейнландское вино. Последними словами композитора было: "Очень жаль! Слишком поздно!" Как рассказал Guardian профессор Барри Купер, исследовавший биографию Бетховена, пианист употреблял "более одной бутылки вина в день".

Как заявил биолог-антропролог из Кембриджа Тристан Бегг, при жизни Бетховен очень переживал, что его считали пьяницей. По словам эксперта, после обнародования результатов исследования информация о его чрезмерной увлечённости алкоголем "уйдёт на второй план".

Изображение Бетховена кисти портретиста Йозефа Штилера.
Getty
Изображение Бетховена кисти портретиста Йозефа Штилера.

Бегг отметил, что учёные растворяли куски волос Бетховена, чтобы получать из них фрагменты ДНК. Извлекать гены было непросто, поскольку ДНК в волосах измельчается на мельчайшие фрагменты, объяснил ещё один участник исследования, Йоханнес Краузе, палеогенетик из Немецкого института эволюционной антропологии имени Макса Планка. Однако в конце концов, после изучения почти 3 метров волос Бетховена (в разное время их добывали поклонники композитора), эксперты смогли собрать воедино геном, который проверили на наличие признаков генетического заболевания, подчеркнул Краузе. Учёные обследовали пять локонов, которые "почти наверняка являются подлинными" и принадлежат "одному и тому же европейскому мужчине".

Ещё в трёх прядях учёные сомневаются – вероятно, они не принадлежали Бетховену. Один из них, к примеру, показал, что композитор якобы был отравлен свинцом. Но учёные выяснили, что на самом деле волосы принадлежали женщине. Так была разбита популярная версия, будто Бетховен оглох из-за свинца, который использовали для подслащивания вина в XIX веке. Ранее утверждалось, что эту прядь якобы срезал с головы Бетховена музыкант Фердинанд Хиллер на следующий день после смерти композитора.

Ответа на главный вопрос, почему Бетховен потерял слух, учёные не дали, о чём заявил Assotiated Press доктор Авраам Купер из Университета Огайо. По его словам, генетика пока не может давать ответы на все вопросы. Но учёный счёл, что наличие тайны в жизни Бетховена – это плюс, который придаёт своеобразное очарование его биографии.

Анализ также не дал ответ на вопрос, почему Бетховен часто жаловался на работу желудка и кишечника – у него были диарея и боли в животе. Исследование показало, что у композитора не было непереносимости лактозы или целиакии (неусваивание глютена). Также выяснилось, что Бетховен вряд ли страдал из-за синдрома раздражённого кишечника.

Учёные проверили и генетический материал родственников Бетховена и выдвинули предположение, что композитор был лишь сводным братом Каспара. Но для того, чтобы подтвердить это, нужно провести больше исследований.