
1. Окимоно "Гама-сэннин с жабами", Япония, 1868–1912 гг.
Гама-сэннин был первым из бессмертных героев японской мифологии. Его всегда изображают в окружении лягушек, но как он с ними подружился? Согласно легенде, однажды он помог одной жабе, исцелив её. С тех самых пор это земноводное, оставаясь благодарным, везде следовало за ним, сопровождало и делилось своими секретами. Так, эта удивительная дружба помогла Гаме-сэннину обрести знания о лекарствах и научиться использовать магию, благодаря которой он оставался вечно молодым. Любые изображения Гама-сэннина с его жабами всегда свидетельствовали о скором счастье, здоровье и долголетии. А в наши дни бессмертный ассоциируется ещё и с благополучием и богатством.
2. Парные скульптуры лягушек, Индонезия, о. Бали, 1980-е
В Индонезии эти лягушки — популярные герои сказок. По сюжету одной из них боги решили наказать принца и превратили его в земноводное (изложено в первом варианте сказки. — Прим. ред.) или герой сам пожертвовал собой и стал лягушкой, чтобы подарить людям дождь (сказано во втором варианте сказки. — Прим. ред.). И, чтобы вновь стать человеком, лягушонок должен заслужить любовь принцессы, пройдя некоторые испытания. По двум этим сказочным сюжетам на Бали разыгрывают танцевальное представление, участники которого надевают на себя маски с мордочкой лягушки. А земноводные, представленные справа, изображены в костюмах исполнителей традиционного военного балийского танца барис.
3. Скульптура "Даосский бессмертный Лю Хар на жабе", Китай, XIX в.
По древней китайской легенде, даосский бессмертный по имени Люй Дунбинь как-то раз опустил свой пояс с привязанной на конце золотой монетой в колодец. Будучи наставником Лю Xара в постижении даосского учения, Люй Дунбинь наказал ему выудить из колодца жабу. Спустя какое-то время земноводное действительно закусило монету, и Лю Xар вытащил его. С тех пор трёхлапая жаба стала спутником героя легенды и символом обогащения. В китайской даосской мифологии Лю Хар является богом монет.

4. Панно "Лягушки-акробаты", Япония, конец XIX в.
В изобразительном искусстве Японии лягушка получила популярность благодаря горизонтальному свитку "Тёдзю дзимбуцу гига" ("Карикатуры животных и людей"), который носил комический характер. Из-за появления такого свитка на свет родился стиль гига-э — юмористические зарисовки, как, например, на панно слева. На нём показаны лягушки в роли гимнастов. Два взрослых земноводных что-то кричат, подняв свои лапки и некие гимнастические атрибуты над головой, — так выглядит урок акробатики для стоящей на передних лапах и балансирующей на пирамиде из тыквы и коробочки лотоса младшей лягушки.
5. Окимоно "Лягушка с граблями", Япония, 1868–1912 гг.
В японской культуре лягушки имеют яркий положительный характер — их образы, как правило, связывали с влагой, водоёмами и дождями, несущими урожай. Как говорят эксперты, возможно, благодаря распространённости и своим забавным повадкам лягушки стали одними из самых популярных героев японского фольклора. Так, в сказках и даже в ранних юмористических живописных свитках они имеют антропоморфные черты и занимаются важными делами — воюют с зайцами или изображают Будду, восседающего на лотосовом троне перед молящейся обезьяной. Поэтому нет ничего удивительного в том, что японские художники частенько изображали лягушек за интересными людскими занятиями, как на окимоно слева — лягушка держит грабли и чего-то ждёт.

6. Скульптура "Лягушка", Китай, период Цяньлун (1736–1796)
В Древнем Китае лягушка почиталась с глубокой древности. Статуи с её изображением устанавливались даже в императорских дворцах. Символизировало земноводное, как правило, водную стихию. Статуя, показанная на выставке в Музее Востока, умело смоделирована по образу лягушки — автору удалось сохранить точные анатомические характеристики земноводного, хотя и с некоторой долей условности. Скульптура целиком покрыта глазурью зелёного цвета и, вероятно, выполняла роль талисмана. Зелёное земноводное приносит счастье и любовь своему владельцу.

7. Сейсмограф из 2 частей, Китай, середина ХХ в.
Сейсмограф — древний прибор, изобретённый в Китае. Тогда первый аппарат украшали восемь драконьих голов, обращённых к восьми направлениям компаса и держащих в пасти шарики. Под каждой головой китайского змея восседала лягушка с открытым ртом и запрокинутой назад головой. Принцип работы прибора был прост — при землетрясении механизм сейсмографа приходил в движение и шар из пасти дракона падал в пасть лягушки. По направлению падения понимали, откуда именно происходили толчки.