Венецианский карнавал и дух Казановы воцарились на выставке в "Михалково"

В Культурном центре "Михалково" на выставке фотографии "Лики. Маски. Венецианский карнавал: избранное" поют оду итальянскому уличному торжеству и размышляют о загадочном влиянии маски на мировое искусство
Венецианский карнавал и дух Казановы воцарились на выставке в "Михалково"
предоставлено прес-службой Культурного центра "Михалково"
Работа итальянца Тонино Семераро на выставке в Москве.

Каждый год в феврале Венеция обретает карнавальные краски, и более 500 тысяч человек со всего мира съезжаются в этот итальянский город на реке Адидже в предвкушении праздника. В этом году карнавал начнётся 14 февраля и будет посвящён 300-летию Джакомо Казановы, любителю маскарадных пиршеств и любовных страстей. 

– Мы приурочили выставку к этому культурному событию, и в основу её легли работы двух художников – московского фотографа Ольги Мичи, для которой маска – сакральный символ, отсылающий нас к первобытному ритуальному искусству масок Африки, Океании и Индонезии, и итальянскому фотографу Тонино Семераро, – рассказывает куратор Светлана Садыгова. – Все работы Тонино, которые мы выбрали для выставки, сделаны на Венецианском карнавале в разные годы. 

Настоящие маскарадные маски венецианцы создавали и до сих пор создают из кожи, фарфора и папье-маше, приготовленному по специальному рецепту, и уникальность маски в том, что никто, кроме владельца, никогда не сможет её надеть, ведь этот атрибут – идеальный слепок с лица, полностью соответствующий реальным чертам, скрывающимся под ней. Карнавальная маска стирала сословные границы: утаивая личность, она позволяла свободно общаться представителям различных сословий. В XVII веке итальянцы настолько сильно полюбили их, что носили и вне карнавальных дней. Создавая ореол загадочности, маска приводила в восторг не только готовых обманываться любовников, но и преступников, желающих спрятать за ней свою личность. В 1603 году пришлось даже издать декрет, запрещающий носить маски в повседневной жизни. 

Большим поклонником масок был любимец женщин Джакомо Казанова. Особенно его вдохновляла чёрная бархатная маска, подчёркивающая черты лица, – моретта. Всё потому, что имела особенность: её носили лишь женщины, зажимая зубами специальный крепёж с внутренней стороны. Это лишало их возможности разговаривать – и спорить с Джакомо они никак не могли.

– Маска вдохновляла не только Джакомо на любовные подвиги, но и многих художников и писателей в разные времена и эпохи, – продолжает Светлана. – Антонио Вивальди, родившийся в Венецианской республике, черпал вдохновение в неистовом вихре венецианских карнавалов с поющими гондольерами и музыкой, звучащей из каждой лодки на Большом канале. А для венецианского живописца Пьетро Лонги маска стала главным художественным мотивом. Спустя века она воплощается в волшебный дар поэту от Великого Короля в философии, аргентинского прозаика Хорхе Луиса Борхеса. В прошлом веке Ман Рэй в одной из моих любимых фотографий "Чёрное и белое" использовал африканскую маску, вырезанную племенем бауле из слоновой кости, как символ скрытой эротичности и красоты – сакральной, магически случайной, неподвижной и скрытой от всех. На нашей выставке мы хотели показать связь между наследием Венецианского карнавала и работами современных фотографов и постараться уловить скрытую красоту и одновременно передать безумство карнавала, поделиться его частичкой с Москвой. 

Ольга Мичи. Празднество карнавала. Из серии "Лицо божества"

Ольга Мичи. Праздневство карнавала. 2019–2020 гг.
предоставлено пресс-службой Культурного центра "Михалково"
Ольга Мичи. Праздневство карнавала. 2019–2020 гг.

В основу проекта "Лицо божества" фотографа и путешественницы Ольги Мичи легли фотографические изображения масок разных эпох – от первобытных времён до настоящего времени. Она использует для создания своих фотографий реальные артефакты, будь то предметы национального первобытного искусства или же продукты современного промышленного производства. А затем изображение подвергает фотографии творческой переработке как в плане цветового решения, так и в плане их сочетания с компьютерными спецэффектами. 

Тонино Семераро. "Взгляд". Из серии "Глаза под маской"

Тонино Семераро. "Взгляд". Из серии "Глаза под маской". 2009 г.
предоставлено пресс-службой Культурного центра "Михалково"
Тонино Семераро. "Взгляд". Из серии "Глаза под маской". 2009 г.

Снимок сделан в 2009 году во время Венецианского Карнавала. На переднем плане изображён персонаж в маске. Знойный цвет одеяния резко контрастирует с холодным, почти ледяным цветом глаз персонажа. Фотограф стремится подчеркнуть любопытную деталь, на первый взгляд, незаметную: маска – идеальный слепок с лица владельца. 

Тонино Семераро. "Изумрудное одеяние". Из серии "Глаза под маской"

Тонино Семераро. "Отражение". Из серии "Глаза под маской". 2009 г.
предоставлено пресс-службой Культурного центра "Михалково"
Тонино Семераро. "Отражение". Из серии "Глаза под маской". 2009 г.

Снимок сделан в 2009 году во время Венецианского Карнавала. На переднем плане снимка фотограф запечатлел образ маски, отражённый в одном из зеркал, и подчеркнул яркость цветного облачения персонажа, намеренно оставив толпу зрителей на заднем плане в чёрно-белых тонах.

Тонино Семераро. "Изумрудное одеяние". Из серии "Глаза под маской"

Тонино Семераро. "Изумрудное одеяние". Из серии "Глаза под маской", 2009 г.
предоставлено пресс-службой Культурного центра "Михалково"
Тонино Семераро. "Изумрудное одеяние". Из серии "Глаза под маской", 2009 г.

Фотограф посвятил эту фотографию тому, кто скрывается под маской, – мужчине или женщине. Об этом свидетельствует загадка сомкнутых губ маски, призванных сохранить тайну и не выдать истинную природу молчаливого персонажа, воплотившегося в своём магическом образе. Этот снимок сделан на рассвете, можно заметить, как первые солнечные лучи освещают таинственным светом характерные венецианские лодки и гондолы. 

Тонино Семераро. "Движение без цвета". Из серии "Глаза под маской"

Тонино Семераро. "Движение без цвета". Из серии "Глаза под маской", 2009 г.
предоставлено пресс-службой Культурного центра "Михалково"
Тонино Семераро. "Движение без цвета". Из серии "Глаза под маской", 2009 г.

На переднем плане снимка виден один из персонажей карнавала, резко выделяющийся на фоне чёрно-белой толпы поклонников в своём алом одеянии. Медленное шествие персонажа и подчёркнутая яркость его костюма притягивают взгляд и заставляют зрителя почувствовать себя участником события.

Арслан Сюкан. Без названия 10 (Париж). Из серии "La Notte" (с итальянского – "Ночь")

Арслан Сюкан. Без названия, 2010 г.
предоставлено пресс-службой Культурного центра "Михалково"
Арслан Сюкан. Без названия, 2010 г.

Турецкий фотограф Арслан Сюкан создал серию "La Notte", когда работал для международных журналов, документируя показы мод и закулисье, а также светскую жизнь мира моды в Париже, Милане, Лондоне и Нью-Йорке в период с 2004 по 2010 год. "La Notte" – это в основном часть костюмированной вечеринки, которую устраивает Карин Ройтфельд из французского Vogue в Париже. Вечеринка была организована ещё до эры социальных сетей, что делает её очень приватной, и больше нигде не показывалась. Сюкан – художник, получивший образование в области архитектуры интерьеров и фотографии, – ставит под сомнение ограниченность человеческого восприятия, размывая границы между физическим и виртуальным, а также видимым и невидимым.