Буквально вчера в музее-заповеднике "Коломенское" открыли выставку, а сегодня в её книге отзывов уже несколько страниц записей. Причём показывают здесь предметы, на первый взгляд, незамысловатые – всего пять простых камней, найденных во время раскопок на территории Коломенского. Все они являются частью белокаменного декора церкви Вознесения Господня, первого каменного шатрового храма в России и главного архитектурного шедевра Коломенского. Однако просты эти камни только на первый взгляд: сотрудники музея-заповедника обнаружили на них загадочные надписи и атрибутировали их как граффити XVI века.
– Надписи представляют собой тонкие пересекающиеся линии, прочерченные острым предметом, – рассказывает Metro Ольга Таценко, хранитель коллекции археологии музея-заповеднике "Коломенское". – Интересно, что граффити XVI века встречаются на стенах церквей крайне редко. В Москве, например, они были найдены в подклете Благовещенского собора Московского Кремля. Тем ценнее находки, представленные на выставке во Дворце царя Алексея Михайловича.
Надписи на стенах могли оставлять либо паломники, либо строители храма: первые адресовали просьбы к Богу, а вторые делали чисто технические пометы, помогавшие организовать процесс работы. Но были и исключения: так, средневековые граффити на стенах Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском не так давно помогли составить список убийц Владимирского князя XII века Андрея Боголюбского.
– В нашем случае наиболее вероятно, что это средневековые строительные отметки. Древние зодчие, возможно, так помечали блоки либо оставляли инициалы – есть камни, на которых изображения похожи на буквенные, – рассказывает Metro заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности музея-заповедника "Коломенское" Екатерина Ильницкая. – Мы знаем, что камни с граффити находились в кладке церкви Вознесения Господня. Они попали в землю в начале XVI века, когда строительство храма ещё не было окончено. Произошёл крупный пожар, а при восстановлении здания пострадавшие блоки были заменены на новые.
Четыре из пяти представленных на выставке камней отмечены в полевой описи, сделанной во время археологических работ на территории музея в 1970–1990-е годы, а один выявила в прошлом году во время оцифровки коллекции белокаменного декора церкви Вознесения хранитель коллекции археологии музея Ольга Таценко.
– Нашей исследовательской задачей было поставить вопрос о существовании такого явления и связи его с историей древней Москвы. О точной расшифровке рисунков и надписей речи пока нет, – рассказывает Metro заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности музея-заповедника "Коломенское" Екатерина Ильницкая. – Важно, что мы впервые показываем эти граффити, которые не были раньше известны ни музейному сообществу, ни широкой публике.
Простые на вид камни вызвали у посетителей выставки массу эмоций – и только потому, что им предложили попытаться расшифровать граффити и записать свои версии в книге отзывов. Чтобы древние надписи было проще рассматривать, их контуры выгравировали на зеркальной поверхности рядом с камнями.
Делимся догадками посетителей, пофантазируйте и вы.
"Орех или бутон цветущего кустарника".
"Мне эти граффити напоминают воздушный шар".
"Жёлудь, зуб".
"Вижу рыбку Дори".
"Жёлудь с листом".
"Дубовый лист или жёлудь".
"Копья, забор".
"Вигвам".
"Созвездие".
"Скандинавские руны".
"Горный хребет, покрытый зелёным холмом".
"Проект шалаша-жилища".
"Деревья, которые наклонились под тяжестью ветра".
"Лисьи ушки".
"Эти граффити похожи на птичку, которая нашла колосок и несёт его к себе в гнездо".
"Мост, река, дорога".
"Мотыга в земле".
"Полёт над землёй".
"Небольшой мостик над рекой".
"Летоисчисление, может быть, какой-то отчёт".
"Борьба, война, сражение".
"Крыса старухи Шапокляк".
"Парус".
"Ладья, лодка, символ путешествия".
"Большой колодец, из которого выпадает вода".