На выборах в Австрии впервые с 1959 года победили ультраправые

Называемая пророссийской партия FPO выступает в том числе за отмену санкций против РФ. Может ли её на самом деле неочевидный триумф сыграть на руку Москве, рассказал политолог Дмитрий Буневич
На выборах в Австрии впервые с 1959 года победили ультраправые
AFP
Лидер Партии свободы Австрии Герберт Кикль (в центре) празднует триумф.

Крайне правая Партия свободы Австрии (FPO) победила на парламентских выборах, набрав более 29% голосов, передаёт телеканал ORF. Однако традиционные политические силы уже обязались не допустить её к формированию правительства.

Дело в том, что в её предвыборной программе звучали намерения сильно ужесточить миграционную политику и добиться отмены европейских санкций в отношении России. В партии считают, что поддержка ограничений невыгодна Австрии и нарушает её нейтралитет. Помимо этого, лидер FPO Герберт Кикль выступает против выделения средств на поддержку обороны Украины. По его словам, главную ответственность за конфликт несут США и НАТО.

Как пишет Bloomberg, для этого они обратятся к стратегии, принятой на вооружение в Германии и Франции, — в ближайшие дни начнутся длительные коалиционные переговоры.

Президент Австрии Александер Ван дер Беллен уже заявил, что остальные партии должны договориться о создании правительственной коалиции, чтобы "остановить растущую волну популизма в Европе". Но вдобавок к этому он сообщил, что правительство страны подаст прошение об отставке на следующей неделе.

Ещё не совсем правящая

Хотя Партия свободы Австрии и одержала победу на выборах, она не заполучила абсолютное большинство, подчеркнул в беседе с Metro Дмитрий Буневич, советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ).

— Поэтому для воплощения своих обещаний им потребуются партнёры по коалиции. Но репутация FPO внутри австрийского истеблишмента очень неоднозначна. Существует вероятность, что их и вовсе оттеснят от политического руководства в стране.

Эксперт напомнил, что противостоять сложившемуся в Евросоюзе общему курсу очень тяжело. В странах, где к власти пришли желающие изменений силы, их действия до сих пор не вышли за пределы риторики. Например, в Голландии на недавних выборах победу тоже одержала крайне правая партия, но элиты быстро нашли способ связать им руки.

— Уровень контроля Европейским союзом своих членов очень высок. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан или его коллега из Словакии Роберт Фицо часто говорят правильные и здравомыслящие вещи, но так или иначе они вынуждены соглашаться с общеевропейским мейнстримом. Таков печальный факт современной европейской политики.

Друг или враг

Предвыборную кампанию партия вела под лозунгом "Остановите безумие ЕС". Оппоненты критикуют Кикля, называя его прокремлёвским политиком. Однако Буневич выразил сомнения по этому поводу:

— Они считают, что Австрия не должна втягиваться в украинский конфликт, что им было бы выгодно получать российский газ. Но это лишь практический, прагматический интерес.

Кроме того, нынешнее руководство партии позволяло себе высказывания, обеляющие нацистский период в истории Австрии, уточнил эксперт:

— Да, их линия по Украине отличается сдержанностью, но в остальном их вряд ли можно назвать пророссийскими.