На ВДНХ известный литератор даёт уроки писательского мастерства: репортаж

На литературной прогулке по ВДНХ корреспондент Metro поняла, чем отличается журналист от писателя
На ВДНХ известный литератор даёт уроки писательского мастерства: репортаж
фото автора
Кадр с прогулки

Павильон "Слово" на ВДНХ совместно с Creative Writing School проводит литературные прогулки для всех желающих. Это не экскурсии с педагогом, но именно самостоятельные прогулки – каждый гуляет сам по себе, по ходу делает заметки, потом все возвращаются в класс, за 15 минут пишут небольшой текст и обсуждают его с экспертом. 

Тренируем "писательский взгляд"

Придумала такие прогулки писатель, журналист и педагог Ирина Лукьянова, автор многих книг для детей, а также биографии Корнея Чуковского в серии ЖЗЛ.

Своих учеников она просит найти в парке что-то интересное и рассказать об этом. Или ничего не искать, а вылепить интересное из ничего.  Обычно Ирина проводит литературные занятия с детьми и подростками – и говорит, у них всё получается. Потому что для детей процесс важнее результата, и вообще  жизнь – игра!

Вот и я пришла на ВДНХ, чтобы поиграть в писателя и получить удовольствие от процесса (никогда не понимала выражение "муки творчества" и поговорку: "Если долго мучиться, что-нибудь получится"). 

Оказалось, я не одна такая – нас было человек пятнадцать, получающих удовольствие от процесса. В тот день я поняла, что, вопреки расхожему мнению,  писатель – это человек, который не сидит на месте, но исследуют мир. 

Желающих прогуляться по ВДНХ и потом написать что-то необычное было человек пятнадцать.
Фото автора
Желающих прогуляться по ВДНХ и потом написать что-то необычное было человек пятнадцать.

Во время небольшого введения в профессию Ирина Лукьянова читала фрагменты описания парков из книг писателей Ирины Пивоваровой и Павла Санаева, обращая внимание, как им удавалось выхватывать из окружающей действительности яркие детали. Она уверила нас, что этот навык можно развить – это она и помогает делать на таких прогулках.

Задания могут быть абсолютно разными. Нашим было подсматривать за людьми. И подслушивать. 

– Это важное дело для писателей – подсматривать и подслушивать, – уверена Ирина Владимировна. 

Этим мы и занимались целый час. Никто дальше Центральной аллеи не свернул, поэтому все наблюдали одно и то же, но с разных точек зрения. Вернувшись в павильон, читали написанное вслух. По мнению Ирины Лукьяновой, начинающему писателю стоит почаще читать свои тексты вслух, это поможет избежать сложного синтаксиса и добавит в текст ритма. 

Муки от жары, радость от творчества

Никто из присутствующих не признался, что он – писатель. Все сказали, что они – любители и просто хочется "прокачать навыки". Почти во всех эссе присутствовал человек с громкоговорителем, призывающий не ходить по клумбам (а ещё – изнуряющая жара и фонтан "Каменный цветок").  

Первый текст был наполнен мистикой. Автор представила себя девушкой, вышедшей из фонтана. От неё веяло холодом, она была явно "нездешнего" происхождения. Можно было уловить мотивы уральских сказок Павла Бажова, явно навеянные названием фонтана "Каменный цветок". 

Ирина Лукьянова посоветовала ярче прописать контраст между жарой на улице и прохладой фонтана – и хотя бы намекнуть, как девушка оказалась в фонтане.

"Ты классно описала солнечный удар", – вставил кто-то ироничную реплику. 

Второй автор, судя по всему, увлекается научной фантастикой. "Если бы в русских народных сказках существовали космические корабли, то они выглядели бы как один из фонтанов этого парка, названный "Каменный цветок", блещущий щупальцами-струйками, словно медуза-гигант. 

В финале резанула слух метафора: "Солнце, разлитое повсюду, как сливочное масло". Это "сливочное масло" сбило инопланетный вайб. 

– Старайтесь, чтобы все метафоры подчинялись единому образу, – подсказала Ирина Лукьянова. 

Другая участница подробно описала поведение человека, которого выбрала в качестве объекта наблюдения. 

"Он каждую минуту смотрел на часы и измождённо откидывался назад на раскалённую спинку парковой скамейки... Он смотрел на людей – некоторые личности его порядком раздражали. Неужели у меня такая же недовольная физиономия?” 

Всё-таки иногда полезно наблюдать за людьми, чтобы обратить внимание и на своё поведение. 

В этом тексте Ирина Лукьянова обратила внимание на слова "ужасные мучения" (от жары) и посоветовала заменить оценочные суждения фактами: болит голова, хочется пить, нечем дышать и т. д. 

Запомнился совет, который Ирина Лукьянова дала участнице из Оренбурга, которая зарегистрировалась на прогулку в последний момент, увидев афишу на сайте парка. 

– Если ваша задача – рассмешить читателя, не надо говорить, что вам смешно. Надо проявить все нелепости вашего поведения: упала в лужу, бегала босиком под дождём, болтала о парнях и т. д. Побольше деталей. Нагромождать нелепости одну на другую – это важно. 

Мне больше всего понравилось эссе девушки, которая представила себя спящей на сухой траве рядом с клумбой. 

"Засну на поляне, открою глаза – и я снова в детстве, на дедушкином огороде. В жаркие дни тропинки памяти пробегаешь быстрее. Правое моё плечо жарит солнце, левое – в мурашках. Я между плечами, как между прошлым и будущим". 

Тогда я подумала, что всё-таки я по своей сути – журналист. Писатели ныряют в воспоминания, погружаются в свои ощущения, придумывают другие миры. А мне больше нравится рассказывать реальные истории. Поэтому я и здесь выбрала привычный для себя метод – спрашивать и слушать. 

Каждому участнику выдали планшет с бумагой, авторучки и питьевую воду.
Фото автора
Каждому участнику выдали планшет с бумагой, авторучки и питьевую воду.

(не)случайный диалог

Я вышла из павильона на главную аллею и сразу услышала, как два парня и девушка обсуждают долгие прогулки по Петербургу в белые ночи. Не удивилась – родной город меня часто после переезда как будто подкарауливает. И  здесь, под палящим солнцем ВДНХ, мне встретились люди, которые обсуждают набережные Невы.

Я дословно записала диалог, который начался красиво, а закончился прозаично: его знакомую позвали в Москву на высокую зарплату, но она отказалась – не потому что безумно влюблена в Петербург,  а потому что в Москве придётся снимать квартиру, а с двумя детьми это непросто. В который раз всё решил квартирный вопрос – и жизненные обстоятельства. 

А хочется, чтобы принимать решения нам помогала мечта. Если мечтаешь написать книгу – пиши. Наблюдай, подслушивай, удивляйся, гуляя в московских парках – каждый раз как будто впервые.

Замечания к моему тексту были, но для меня главное, что мой текст назвали "живым". Так и есть – подсмотренная жизнь, подслушанная судьба. 

Пять лайфхаков от Ирины Лукьяновой по итогам прогулки 

     1. Читать свои тексты вслух.

     2. Ярче подчёркивать контрасты.

     3. Объединять метафоры единым образом.

     4. Заменять оценочные суждения фактами.

     5. Нагромождать нелепости одна на другую.

Следующая литературная прогулка состоится 6 августа.