В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва решили рассказать о сотворении мира. Причём, как здесь утверждают, первыми не только в музее, а вообще в выставочной российской практике: показа на такую тему ещё нигде не было.
Всего на выставке 55 экспонатов, и по ним хорошо видно, насколько разными были художники и предметы, раскрывающие библейскую тему. Объяснялось это просто: потребность в религиозном искусстве в XIX веке была беспрецедентно высокой.
– Количество храмов, построенных в России с 1850 по 1917 год, было равно возведённым за все предыдущие столетия, – объясняет заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублёва Жанна Белик. – Вся страна превратилась в большую стройплощадку. Конечно, многое было разрушено в эпоху войн и революций, но многое и сохранилось. Загляните в любой маленький городок, и вы наверняка увидите там большой храм, построенный во второй половине XIX века.
Каких-то серьёзных стилистических отличий между восточнохристианской и западнохристианской традициями изображения сотворения мира нет – всё созданное на Западе и Востоке стало частью мирового художественного наследия, лучшие образцы которого перенимали все художники.
– Например, композиции Рафаэля в Ватикане повлияли на эти гравюры Мартина Энгельбрехта, а гравюры, в свою очередь, вдохновили на что-то русских художников, – поясняет Жанна Белик.
Взгляд посетителя экспозиции сразу непроизвольно падает на огромную копию "Троицы" Андрея Рублёва – самый ранний из представленных экспонатов на выставке. Создали её где-то через 70 лет после смерти Рублёва, в последней четверти XV века. В отличие от всем известного оригинала, на этой иконе занижена линия горизонта, за счёт чего "воздуха" на изображении больше. Кроме того, на столе перед Троицей есть ещё две чаши, которых нет на известной иконе из Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Третьяковской галереи.
– Такие копии, созданные немного времени спустя после оригинала, помогают предположить, как выглядела живопись, утраченная в результате многовековых поновлений другими художниками, – рассказывает Жанна Белик. – Так что, возможно, на столе у рублёвской "Троицы" тоже были три чаши.
В отдельном зале – эскизы фресок в натуральную величину в Свято-Владимирском кафедральном соборе в Киеве, который строился к 900-летию Крещения Руси. Фрески под руководством Виктора Васнецова создавали художники Вильгельм Котарбинский и Павел Сведомский. Каждый из художников изобразил по три дня Сотворения мира.
– Легко найти разницу между ними в других произведениях, но здесь, работая над одним проектом, художники настолько сблизились по стилю, что отличить их практически невозможно, – рассказывает Жанна Белик.
На выставке можно будет увидеть не только дореволюционную живопись, но и две работы выдающегося советского художника-копииста Николая Гусева, который на протяжении 30 лет, в 1950–1980-х годах, копировал росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.). В процессе работы Гусев полностью воссоздал технологию создания красок на минеральной и яичной основе, которую использовал для создания своих работ Дионисий, в результате чего его произведения обладают самостоятельной культурной ценностью: это не просто копии в общепринятом смысле слова, а оригинальные точные копии архитектурного объёма, выполненные по технологиям XVI века. Работы художника часто вывозили на зарубежные выставки.
– При этом он был очень скромным человеком, – рассказывает заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублёва Жанна Белик. – Его супруга рассказывала, что когда на художественном совете Гусева спрашивали, какую сумму ему нужно выплатить для компенсации затрат на его работу, то он просил среднюю ежемесячную зарплату советского человека, поскольку делал копию месяц.