– Наше путешествие начинается на станции "Сокольники", – под гул уходящего поезда рассказывает внимающим журналистам Ирина Чижевская, экскурсовод Музея транспорта Москвы. – Именно здесь в 7 утра 15 мая 1935 года народ выстроился в очередь, чтобы впервые проехаться на метро. Но оно могло появиться ещё за долго до этого.
Оказывается, в 1901 году инженеры Пётр Белинский и Евгений Кнорре представили первый проект наземного метро. И если бы он осуществился, сегодня мы могли бы проезжать мимо кремлёвских стен! Однако государство его не приняло, а потом и вовсе отодвинуло на второй план из-за революции и Первой мировой войны.
Вновь вспомнили о строительстве в 1923 году, тогда же началось проектирование. И сразу же встал вопрос: каким способом его строить? Начали по старинке.
– Несколько рабочих с лопатами и в ватниках начали рыть землю на улице Русаковская, 13, – говорит Ирина Чижевская. – Эту шахту так и не использовали. Остановились на лондонском способе – проходческих щитах. Один такой под руководством Орджоникидзе закупили у англичан и на основе него собрали свой.
– А все-то влезем? – перебивает Ирину Чижевскую один из журналистов, пока та рукой торопит нас зайти в вагон.
– А вы поплотнее, товарищи! – выкрикивает один из пассажиров, подталкивая того в спину.
– Влезем, – продолжает экскурсовод уже в поезде. – Кстати, в первых составах было всего 4 вагона. Ими управляли трое человек. Когда состав прибывал на станцию, проводник и начальник поезда выходили на платформу с сигнальным диском в руке. Как только пассажиры занимали свои места, первый подавал второму знак – и состав вновь трогался.
Мостиками к каждой станции-легенде нам служат поезда. А время за рассказами нашего проводника про собаку на «Площади Революции» и кабинет Сталина на "Чистых прудах" пролетает незаметно. Наконец мы оказываемся на "Маяковской" – по мнению нашего проводника, одной из самых красивых станций Московского метрополитена. Её главная фишка – мозаики, посвящённые теме авиации.
– "Маяковская" – вершина стиля ар-деко, – утверждает экскурсовод. – Здесь сочетаются нержавеющая сталь, родонит и мрамор на полу, который перекладывали уже 3 раза из-за его гибкости. Обратите внимание на потолок. Ощущение, что мы находимся в римском пантеоне. Архитектор Душкин разместил цикл мозаик "Сутки Страны Советов" так высоко, чтобы казалось, что небо на них настоящее. Кстати, вы замечали, что время суток на них разное? Приглядитесь.