На станции "Маяковская" есть своё небо, а в первом поезде метро было всего четыре вагона

Репортёр Metro узнала тайны московского метро, прокатившись по столичной подземке на экскурсии "Метро. Начало эпохи"
На станции "Маяковская" есть своё небо, а в первом поезде метро было всего четыре вагона
Агентство «Москва»
Панно "Проходка шахты"– одна из первых художественных работ в истории метро. Чтобы создать её, автор Евгений Лансере спускался в шахту. А сюжет, скорее всего, он взял из пьесы драматурга Алексея Арбузова, где в главную героиню (в центре) влюбился парнишка, толкающий вагонетку.

– Наше путешествие начинается на станции "Сокольники", – под гул уходящего поезда рассказывает внимающим журналистам Ирина Чижевская, экскурсовод Музея транспорта Москвы. – Именно здесь в 7 утра 15 мая 1935 года народ выстроился в очередь, чтобы впервые проехаться на метро. Но оно могло появиться ещё за долго до этого.

Оказывается, в 1901 году инженеры Пётр Белинский и Евгений Кнорре представили первый проект наземного метро. И если бы он осуществился, сегодня мы могли бы проезжать мимо кремлёвских стен! Однако государство его не приняло, а потом и вовсе отодвинуло на второй план из-за революции и Первой мировой войны. 

Так выглядел проект московского метро авторства Белинского и Кнорре 1901 года.
/ TRANSPORT.MOS.RU
Так выглядел проект московского метро авторства Белинского и Кнорре 1901 года.

Вновь вспомнили о строительстве в 1923 году, тогда же началось проектирование. И сразу же встал вопрос: каким способом его строить? Начали по старинке.

– Несколько рабочих с лопатами и в ватниках начали рыть землю на улице Русаковская, 13, – говорит Ирина Чижевская. – Эту шахту так и не использовали. Остановились на лондонском способе – проходческих щитах. Один такой под руководством Орджоникидзе закупили у англичан и на основе него собрали свой.

– А все-то влезем? – перебивает Ирину Чижевскую один из журналистов, пока та рукой торопит нас зайти в вагон.

– А вы поплотнее, товарищи! – выкрикивает один из пассажиров, подталкивая того в спину. 

– Влезем, – продолжает экскурсовод уже в поезде. – Кстати, в первых составах было всего 4 вагона. Ими управляли трое человек. Когда состав прибывал на станцию, проводник и начальник поезда выходили на платформу с сигнальным диском в руке. Как только пассажиры занимали свои места, первый подавал второму знак – и состав вновь трогался.

Мостиками к каждой станции-легенде нам служат поезда. А время за рассказами нашего проводника про собаку на «Площади Революции» и кабинет Сталина на "Чистых прудах" пролетает незаметно. Наконец мы оказываемся на "Маяковской" – по мнению нашего проводника, одной из самых красивых станций Московского метрополитена. Её главная фишка – мозаики, посвящённые теме авиации.

– "Маяковская" – вершина стиля ар-деко, – утверждает экскурсовод. – Здесь сочетаются нержавеющая сталь, родонит и мрамор на полу, который перекладывали уже 3 раза из-за его гибкости. Обратите внимание на потолок. Ощущение, что мы находимся в римском пантеоне. Архитектор Душкин разместил цикл мозаик "Сутки Страны Советов" так высоко, чтобы казалось, что небо на них настоящее. Кстати, вы замечали, что время суток на них разное? Приглядитесь.

На станции метро "Комсомольская" остались пережитки прошлого – эти углубления были предназначены для стационарных телефонов, но сегодня они служат москвичам лишь для фотосессий.
АЛЕКСАНДР КУРКОВСКИЙ
На станции метро "Комсомольская" остались пережитки прошлого – эти углубления были предназначены для стационарных телефонов, но сегодня они служат москвичам лишь для фотосессий.