– Есть выражение: "Не изобретай велосипед". Но на самом деле на изобретение велосипеда за последние 200 лет выдано 120 тысяч патентов, – рассказывает вице-президент Велотранс-портного союза Станислав Худатов. – На него выдано больше патентов, чем на что бы то ни было.
Станислав Айзикович задумался над тем, чтобы изобрести велосипед больше 40 лет назад.
– Ещё в 80-м году увидел на выставке в Политехническом музее велосипед-капсулу, – вспоминает он. – Меня поразило, что для того, чтобы развить скорость 60 км в час, на ней нужно было потратить энергии в 4 раза меньше, чем на шоссейном велосипеде. И я загорелся идеей сделать что-то подобное.
Но прошло десять лет, прежде чем он попробовал воплотить свою идею.
– В 90-м, работая на заводе "Серп и Молот" начальником, я решил выпускать "веломашины", снабжённые примитивными электродвигателями и небольшим аккумулятором. Но идея оказалась неудачной. Они были 4-местными, занимали столько же места, что и автомобили, но были куда менее мощными.
В 96-м он ушёл с завода и полностью сменил сферу деятельности – стал преподавать иностранный язык, чем занимается по сей день. Но случай помог ему вернуться на прежний путь.
– Однажды мне нужно было доехать из Куркино до «Динамо», это 18 км, были пробки, а на метро получалось долго. Жена посоветовала использовать велосипед. Я приехал за 45 минут, быстрее, чем на любом другом виде транспорта, и решил: "А может быть, его действительно можно использовать?" И стал потихонечку испытывать его на себе, как на лабораторном кролике.
И он взялся за создание совершенного велосипеда. В итоге у него получился уникальный "лежачий" велосипед с электромотором и аккумулятором. Москвич стал ездить на нём по улицам города и тут же привлёк внимание прохожих.
– Люди показывали большие пальцы из машин, что-то кричали вслед. Кто-то снял меня и выложил в соцсети. Там писали, что я езжу на "Бэтмобиле" и пепелаце. Пусть... я к любому виду творчества спокойно отношусь.
Сам же Станислав Айзикович назвал своё творение "Стриж". Но, кроме автомобилистов и прохожих, оно стало привлекать внимание сотрудников ГИБДД.
– Однажды на меня даже хотели завести уголовное дело. Пригласили на Смоленскую, в специальный полк ГИБДД. Я приехал на "Стриже" и объяснил, что моё транспортное средство не нарушает правил. Но штраф мне всё равно выписали – за неправильное перестроение.
Впрочем, на стражей порядка не обижаются. Его мысли заняты другим. Например, популяризацией велостроения. Станислав Айзикович верит, что у его разработки есть будущее.
– Мы видим, как растёт популярность экологичных видов транспорта. Считаю, что выпускать такие велосипеды может быть выгодно.
Сейчас он мечтает принять участие в Московском велофестивале.
– Велосипед сейчас находится в ремонте. Надо отремонтировать аккумулятор. Но очень хотел бы 18-го числа проехаться на "Стриже" вместе со своей дочкой.