На фестивале современной хореографии танцевали об уязвимости человека в современном мире

На днях в столице завершилась одна из частей фестиваля современной хореографии Context под руководством Дианы Вишнёвой. Корреспондент Metro посмотрела перформансы и рассказывает о самых любопытных
На фестивале современной хореографии танцевали об уязвимости человека в современном мире
Мария Хуторцева
Десятый сезон фестиваля Context. Diana Vishneva продлится до 11 декабря.

Du(o)ality

Программу танцевальных перформансов открыли Мария и Елизавета Жуковы. Две миниатюрные сестры, одинаковые физически и очень разные в танце. Одна в движениях агрессивна, смела, настойчива, вторая – нежна, медлительна, её движения плавны. В перформансе Du(o)ality девушки исследовали природу человеческой многогранности. Красные безрукавки, красные короткие шорты, поверх которых длинная юбка-шлейф – костюмы художника Мин Ли – словно маска, за которыми скрывается настоящая искренность. Жёсткая музыка аргентинского композитора Эзекеля Менашеда следовала за движениями шлейфа юбки, которым девушки плели узнаваемые ассоциации: вот рождение Венеры, вот битва тореадора с быком, вот плащ, в который мы прячемся, когда боимся, а вот плацента – гибкая материя, из которой рождаемся. 

Перформанс "Du(o)ality" – исследование многогранности личности.
Мария Хуторцева
Перформанс "Du(o)ality" – исследование многогранности личности.

– В этом перформансе мы исследовали танец и тело через многогранность личности. У каждого из нас есть различные стороны и каждая из этих сторон имеет свой собственный цвет и способ выражения, и не всегда очевидно, с какой из них вы имеете дело в данный момент. Идея родилась ещё во время пандемии, мы размышляли над движениями и старались добавить в танец ассоциации, которые знакомы, и зритель их считает. При этом для нас важна эстетика, поэтому в финальную часть добавили лютневую музыку Франции XVII века Пьера Галло, и вместе со шлейфом юбки, который превратился в орудие тореадора, это выглядит эмоционально. Вообще, мы старались создать очень эмоциональный перформанс, динамичный, яркий, надеюсь, у нас получилось, – рассказывают сёстры Жуковы.

"Ничто не пропадает" 

Лилия Бурдинская и Виктория Максакова танцевали про дружбу танцующих дев. Их перформанс "Ничто не пропадает" в музыке Сергея Рахманинова – путешествие в глубину души женщин, которые познакомились некоторое время назад. Одна была хореографом, ставила спектакли, другая – танцовщицей в этом спектакле. Преодолев социальные границы, они начали переписываться в мессенджере, делясь друг с другом самым сложным. Грустные темы становились источником вдохновения. Обе девушки в чёрных джемперах и штанах и в светлых плащах без макияжа были максимально естественны, в их движениях не было нарочитой усложнённости, но при этом в каждом повороте, в каждом движении тела, в объятиях чувствовался весь спектр пережитых ими эмоций. Белая длинная шуршащая бумага – полотно переписки, оно окутывает: оно их боль и их спасение. В конце концов полотна становится столь много, что девушки полностью оплетают себя, создавая собственный мир-кокон. 

Перформанс "Ничего не пропадает" – о дружбе и внутренней изоляции в профессии.
Мария Хуторцева
Перформанс "Ничего не пропадает" – о дружбе и внутренней изоляции в профессии.

– Подростком я увидела, как выглядят иностранные танцовщики современного танца: их тела были щедры, свободны и расслабленны, – говорит Лилия Бурдинская. – Захотелось быть как они. Боль от комплексов, которые внедрили во время учёбы, можно было раскрыть лишь полностью доверяя. С Викой мы подружились по-настоящему. В танце это редкость. Он забирает столько ресурсов, что на близкий контакт энергии не хватает. Наш перформанс ещё и о глубоком переживании не танцевать: я ощущаю изолированность в танце, нет перспективы реализации. Танец изменился, как и современный мир. Будто все стали художниками, когда появились мобильные телефоны с камерами. Вопросы как, для кого и с кем танцевать остаются актуальными.

"Хрупкое"

Изолированность человека в современном мире как выбор самостоятельный или вынужденный, об уязвимости как единственной возможности сохранить коммуникацию с миром – перформанс "Хрупкое" Андрея Короленко. Два молодых человека и две девушки создают в танце невесомое пространство – нежное, насыщенное плавными движениями. Их танец воспринимается как единое целое, и зрителя затягивает в это пространство. Танцовщики настолько открыты и искренны в своих движениях, что воздух электризуется, напоминая нам о том, что хрупкое тело может долго сопротивляться внешнему давлению, но при критической нагрузке распадается на части. Большая часть перформанса проходит в тишине, без музыкального сопровождения – и это очень смелый приём оголённости перед зрителем. 

Перформанс "Хрупкое" – о ранимости, уязвимости человека в сегодняшнем мире и поиске точки опоры.
Мария Хуторцева
Перформанс "Хрупкое" – о ранимости, уязвимости человека в сегодняшнем мире и поиске точки опоры.

– Наш перформанс – о том, как жить в уязвимости. В основном вынужденной сегодня, – рассказывает Андрей Короленко. – Контекст современного мира – хрупкий. Внутри этого контекста мир рвётся на части, и единственное, что остаётся, – осознать ценности и понять, что важно, а что не имеет значения. Сегодня наши тела зажались и застыли. В этом состоянии мы можем удерживать нагрузки? Можем. Но адаптироваться становится сложнее. Многие сейчас не готовы быть открытыми, им проще в домике спрятаться. И это путь в никуда. Я осознаю собственную ранимость и всё равно иду. Другого пути нет.

Кстати. Помимо перформансов на фестивале показали спектакль "Материя". Это сложное философское произведение, в котором каждый хореограф размышляет о своём: о зарождении жизни, бесконечности и конечности человека, течении времени, трансформации пространства, об отношениях мужчины и женщины, страсти и предательстве. Зритель наблюдает эстетически красивый спектакль, где свет, музыка, декорации и танец создают единое пространство