Как вы относитесь к Сименону и, в частности, к Мегрэ?
Что мне нравится у Сименона, как и у Бальзака или Моравиа, так это искусство детализации, а также его способность написать роман за девять дней и изобразить великие истории и великих персонажей, сосредоточив внимание на маленьком городке и народе. Я очень ценю его американский период, такие произведения, как "Дно бутылки" или "Колокола Бесетра". С другой стороны, я мало читал конкретно о Мегрэ, но часто видел его в кино или по телевидению. Мегрэ – один из великих сыщиков в литературе, как Порфирий из "Преступления и наказания" или Жавер из "Отверженных".
Что вас заинтересовало в сценарии Патриса Леконта и Жерома Тоннера?
Меня заинтересовало то, что сюжетная линия увлекает вас, погружает, и это происходит потому, что Патрис прекрасно знает своё дело и глубоко уважает все составляющие этой профессии, так же как Сименон проявляет себя по отношению к своим персонажам. Благодаря Патрису и Жерому мы попадаем в умопомрачительный мир.
Мегрэ редко проявлял себя так сильно и никогда не был так трогателен. Как вы воспринимаете своего персонажа?
Мы впервые видим, что у него есть сердце, человечность, и понимаем при этом, что у него была дочь от мадам Мегрэ. У него доверительные отношения с женой, он всю жизнь рядом с ней, что в фильме становится ощутимым. Мы чувствуем их соучастие в сцене на кладбище, где они хоронят эту молодую девушку. Но для достижения такого результата потребовался такой человек, как Патрис, с его глубоким чувством человечности, и все его коллеги – от Жерома Тоннера (сценарист. – Прим. ред.) до Ива Анджело (оператор. – Прим. ред.), не забывая о декораторах и реквизиторах.
Самое удивительное в том, что, несмотря на вашу известность и фильмографию, вы как будто исчезаете за персонажем.
Мы видим весомость персонажа, его монолитную сторону, и именно это делает его человеком. Я являюсь костюмом Мегрэ, я прогуливаюсь и наблюдаю за персонажем, сконцентрировав всё внимание.
Как вы работали над осанкой, походкой, фразировкой и жестами персонажа?
Мне не нравится работать – мне нравится дышать, мне нравится смотреть, и мне нравится слышать душу человека, который рассказывает мне, что он хочет снять. Я должен сказать, что актёры чувствуют себя комфортно в моём обществе, потому что я не смотрю на них с предубеждением, поэтому мы просто получаем удовольствие от процесса.
Его расследование сочетается с сокровенным квестом, в котором он как будто хочет вернуть к жизни мёртвую девушку и, несомненно, собственную дочь…
Поскольку он не знает ни личности, ни семьи этой молодой покойницы, всё это очень неоднозначно. Он становится частью этой истории, но совершенно не собирается её усложнять. Когда Мегрэ встречает Каплана и тот говорит ему: "Трудно потерять ребёнка", Мегрэ очень больно слышать его слова.
Сцена, в которой вы бреетесь и слышите, как Бетти и ваша жена смеются и обмениваются улыбками, великолепна в своей сдержанности…
Именно в такие моменты мы понимаем, что Мегрэ должен оплакивать свою дочь, как в сцене, где он кладёт букет фиалок на кладбище. Мы видим, что он считает Бетти своей дочерью, и, когда он прощается с ней в конце, это душераздирающе. Более того, Бетти спала в постели его дочери и ела варенье, приготовленное для неё мадам Мегрэ…
Что вы думаете о своих партнёршах по съёмкам?
Жад Лабест великолепна, как и Аврора Клеман, а Мелани Бернье напоминает мне актрису 40-х годов. Патрис Леконт славится тем, что снимает мало дублей.
Каково было это испытать?
Совершенно прекрасно! Одного-двух дублей вполне достаточно. Эмоции – вот что важно.
Каковы ваши впечатления от работы?
Патрис знает, что делает. Редко можно увидеть такую филигранную работу. Более того, мне было приятно вновь встретиться на съёмках с таким человеком, как Ив Анджело, с которым мы сняли много фильмов.
В этом кино всё вызывает у меня энтузиазм: угол камеры, экспрессионистские кадры, очень похожие на кадры из "Ночи охотника", ненасыщенные цвета, близкие к чёрно-белым, неподвижность персонажей, расследование, кабинет Мегрэ, пальто и очень сименоновские диалоги.