Куратор проекта "Настройки" Дмитрий Ренанский предложил композиторам озвучить пространство “ГЭС-2”, преобразованное архитектором Ренцо Пьяно. Получилась прогулка по звуковому ландшафту, когда ты совершенно не представляешь, что ждёт тебя за поворотом.
Начинать путешествие лучше на 1 этаже.
Под водой
Сразу из гардероба ты попадаешь в город “Китеж”. Композитор Владимир Раннев использовал записи оперы Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” из архива Большого театра; разложил его на звуки и заново "пересобрал". Откуда доносятся звуки, понять трудно – из-под земли или с неба. Впрочем, легенда о Китеже подсказывает – со дна морского. Если устроится поудобнее в мягком кресле, закрыть глаза и постараться уловить звон колоколов, которые продолжали звучать и после того, как град Китеж ушёл под воду, можно погрузиться в пучину собственных мыслей. Насколько это больно, каждый решает сам.
Вторая работа Владимира Раннева "Настройка" звучит на втором этаже. Он снова обращается к классикам и соединяет 115 финальных нот из музыкальных сочинений XVIII–XIX вв. Здесь приготовьтесь несколько раз подряд испытать то самое чувство неловкости, когда ты уверен, что это финальный аккорд, и начинаешь аплодировать, но музыка продолжает звучать. Очередной финал оказывается новым началом. Определённо в этом есть какой-то терапевтический эффект.
На земле
Но вернёмся на 1-й, в насосную, чтобы услышать "Архипелаг".
Композитор Олег Гудачёв работает с полевыми записями и собирает звуковые инсталляции из звуков окружающей среды. Его "Архипелаг" состоит из обнаруженных в Интернете записей звуков китайской электростанции и шума улиц Нью-Йорка, записанных самим композитором. Здесь соединяются китайский язык и колокола, раздаётся вой сирены, гудение моторов сливается с гулом толпы. В "ГЭС-2№ сказали, что Олег Гудачёв использовал и голос Фредди Меркьюри, но его не распознать. Просто будем иметь в виду, что в этом хаосе есть одна звезда.
Под землёй
Переходим на парковку, где звучит "ГЭС-2. Опера". Несколько лет назад Дмитрий Власик записал звуки турбин электростанции ГЭС-1 на Раушской набережной и воспроизвёл их с помощью виолончели и голоса. Производственные звуки автор сделал искусством – своевременный жест для эпохи, превратившей заводы в арт-кластеры. Но оставаться долго на парковке я не смогла, стало не по себе от этой как будто агонии канувшей в Лету электростанции.
В 2019 году Дмитрий Власик написал музыку для постановки "ГЭС-2.Оперы", осуществленной режиссёром Всеволодом Лисовским в Московском энергетическом институте. Либретто той оперы было основано на рассказах обходчика котлов Ильи Власова, где он вспоминает свою работу и рассуждает о том, почему было тяжело расставаться с прошлым. Запись спектакля можно посмотреть на YouTube-канале фонда V-A-C
В храме искусства
В холле первого этажа (пространство называется “Проспект”) посетители сразу же слышат “Резонанс” Вангелино Курентзиса. 24 колонки воспроизводят его сочинение, исполненное оркестром musicAeterna под руководством его брата Теодора Курентзиса. По замыслу композитора, колонки расставлены на том же расстоянии, что находились музыканты, когда делали запись в питерском Доме Радио. Здесь чувствуется оттенок мистики, и кажется, что находишься в храме: арочные своды, много света и простора, несмотря на соседство с книжным магазином и библиотекой.
Этажом выше его музыка тоже продолжает звучать.
В облаках
В одном из залов второго этажа стереосистема воспроизводит фрагменты киномелодий Эдуарда Артемьева – “Антология. Часть I”.
В огромных окнах видны золотые купола храма Христа Спасителя, берёзовая роща и Дом на набережной. Примерно так звучит и выглядит безвременье. Эдуард Артемьев здесь абсолютно свой, актуальный и смелый.
“Он, между прочим, был пионером электронной музыки”, – напомнил одинокий посетитель, представившийся Сашей.
В этом зале лучше завершать аудиопрогулку по Дому культуры, потому что здесь появляется надежда на то, что хаос из звуков может наконец-то стать мелодией.
В лесу
Чтобы услышать инсталляцию Дарьи Звёздиной “Искать должна здесь капли я росы” (цитата из пьесы “Сон в летнюю ночь” Шекспира), надо выйти в берёзовую рощу. Там установлено 25 колонок, из которых доносятся разные звуки: цоконье, шёпот, шипение, вздохи и т. д. Эту голосовую партитуру записал вокальный ансамбль N'Caged без единого инструмента. Но, чтобы почувствовать себя в шекспировском волшебном лесу, где феи собирают первоцветы, лучше подождать солнечных дней. А я гуляла в роще под накрапывающим дождём, уже темнело, и звуки, напоминающие мистический ритуал, вызывали тревогу.
Но в том и суть проекта – настроить своё восприятие таким образом, чтобы всё-таки расслышать мелодию волшебного леса.
Читайте также: На "ГЭС-2" жарили мясо, но не запускали ракету