В экспозиции – более 300 аппаратов прошлого века. Это граммофоны, патефоны, радиолы, магнитофоны, чейнджеры, джукбоксы. Удивительно, что все они в рабочем состоянии.
Есть редкие и уникальные экспонаты, например, первый в мире виниловый аппарат или тефифон конца 1950-х, песни на котором переключали с помощью первого пульта управления на проводе. Потрясающие музыкальные автоматы. Такие стояли в 1960-х в американских барах и играли на пластинках музыку только после того, как "получали" монетку.
Кристина, основатель, автор идеи и директор музея, рассказывает, что первым коллекционировать начал супруг, а затем вовлёк и её.
– Раньше эти аппараты стояли у нас дома, но по мере пополнения коллекции я поняла: их нужно показывать не только гостям, но и всему миру. Так родился наш музей.
Кристина как истинная поклонница винила считает, что музыка на пластинках – это овеществлённая любовь и неповторимый звук. Художественное произведение, наслаждение которым – особое удовольствие.
Фонограф Эдисона, США, 1900 год
Один из самых старых экспонатов коллекции и звукозаписывающих аппаратов в мире. Звук наносили на цилиндр, и помещалось на нём не более двух минут мелодии. Чтобы её услышать, достаточно несколько раз покрутить ручку. Понять, о чём поют артисты, тогда было невозможно, так как звук был сильно искажён. Поэтому на нём часто проигрывались безвокальные инструментальные композиции.
Pathe Concert, Франция, 1908 год
Уникальный патефон с самой большой пластинкой в мире, которая вращается со скоростью 130 оборотов в минуту, а одна сторона играет около 10 минут. Этот аппарат стал первой публичной фонограммой. Звучит он громко, и предприимчивые руководители цирка или варьете, чтобы не платить за целый оркестр, его покупали. Он озвучивал концертную программу и немое кино.
HMV-Victrola, США, 1918–1920 годов
Запись перенесли с цилиндра на пластинки, которые в этом граммофоне стали вращаться уже со скоростью 78 оборотов в минуту. За счёт этого звук стал качественнее. Благодаря созданию аппарата появилась возможность копировать звукозапись, что дало старт эре шоу-бизнеса. Звук запускался по-прежнему механически – в 12 оборотов ручки, а для громкости нужно было открыть ящички "комода". Такой граммофон называют "Шаляпинской Виктролой", потому что Фёдор Шаляпин был послом этой марки.
Wurlitzer 2304 S, США, 1959 год
Этот музыкальный аппарат супруги искали очень долго, и 12 лет назад удалось его выкупить из част- ной коллекции в США. Репертуар его разнообразен, монетки он принимает только того времени. У каждой песни своя буква и цифра, которую и нужно выбрать. Дальше захватывается пластинка с песней, и мелодия звучит громко и долго. В американских барах их обожали.
Playboy BRC, Великобритания, 1960-е
Доподлинно неизвестно, но с огромной вероятностью – это проигрыватель Жан-Поля Бельмондо. Так сказал Кристине предыдущий владелец при продаже. Хью Хефнер, основатель журнала Playboy, организовал вечеринку в 1961 году, пригласил на неё 50 лучших людей того времени. Для них в подарок были заказаны эти проигрыватели. Они никогда не продавались в магазинах.
BlackBox PYE Ltd, Великобритания, 1953 год
Проигрыватель-чейнджер, который помог наладить отношения между Великобританией и Китаем после войны. В 1953 году китайская делегация приехала в Лондон на коронацию Елизаветы II. Лучшие британские художники расписали 80 ящиков в стиле китайской лаковой миниатюры, затем в них установили уникальный механизм, который проигрывает пластинки без участия человека – китайцы были в восторге!
Rigonda "Юбилейная", СССР, 1967 год
Такая радиола была, пожалуй, в каждом советском доме. Эта выпущена в 1967 году, к юбилею комсомола. Ими награждались передовики производства. Так радиола попала к Ольге Никитиной, доярке из Орловской области. В тот год она побила рекорд по надою молока. Внутри аппарата – секрет: лампа с комсомольским значком, наверное, чтобы Ильич напоминал, что джаз и рок-н-ролл "не наша музыка".
Читайте также: