С уважением к прошлому
Американский музей естественной истории в Нью-Йорке планирует убрать из залов человеческие останки и предметы, сделанные из человеческих костей. Это выяснил журналист газеты The New York Times Захари Смол.
Всего в распоряжении музея находится порядка 12 тыс. экспонатов, связанных с человеческими останками. Среди них 2,2 тысячи принадлежат индейцам, около 400 останков – беднякам, умершим в трущобах Нью-Йорка в 40-е годы прошлого века. Также в коллекции музея есть кости, выкопанные на территории кладбища для чернокожих рабов. Оно было уничтожено в начале прошлого века, чтобы расширить территорию Манхэттена.
Некоторые останки уже вернули потомкам – к примеру, в общины коренных народов Америки отдали около тысячи экспонатов.
– На самом деле в этом есть смысл, если потомки известны. А вот выносить доисторические останки первобытного человека – сомнительное решение. У кого они собираются, собственно, спрашивать, чей это предок, – объясняет Metro Алексей Крол, кандидат исторических наук и старший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова.
Тем не менее все современные учёные стараются корректно обращаться с останками, говорит эксперт. Яркий пример – древнеегипетские мумии.
– В нашем музее антропологии, к примеру, они есть в коллекции, но мы их не выставляем, потому что они уже разбинтованы – равносильно тому, что обнажены. Мне представляется не совсем этичным выставлять их на всеобщий обзор голыми, потому что это были живые люди, – говорит Алексей Крол.
Эксперт подчёркивает, что уважительно относиться к останкам принято среди учёных разных стран. Например, в Каирском музее те же мумии после того, как были распелёнаты, для экспозиции были прикрыты в зоне чресел и груди. В итоге видны остались только головы. В конце концов, это люди, которые стояли у истоков египетской цивилизации, говорит историк.
Новая этика коснулась и останков
Однако дело не только в уважении к человеку. Директор музея в Нью-Йорке подчёркивает, что организация меняет политику в связи с последними политическими и социальными явлениями в стране. В первую очередь будут убирать останки индейцев и чернокожих рабов, так как белое население США очень долго их угнетало и забирало их останки без согласия.
– В западноевропейской, особенно в американской политике сейчас есть очень большие перекосы, которые сильно затрагивают культуру и в том числе музеи. Мы как-то были в музее Финикса в штате Аризона, где хранилась прекрасная коллекция керамики индейцев, – рассказывает Алексей Крол. – Так вот, там любые индейцы из местных племён могли прийти и потребовать их обратно, потому что это их культурное достояние. И руководство музея было обязано им всё это вернуть по первому же запросу. Поэтому тут нужно найти золотую середину между этикой и уважением к людям, которые когда-то жили, и соблюдением научных и музейных интересов.
Что было раньше?
Раньше отношение к человеческим останкам было другое. В музее Нью-Йорка отмечают, что о них не думали как о трупах людей, проживших свою жизнь. Тех же бедняков, погибших в Нью-Йорке в 40-х годах прошлого века, можно было бы спросить, хотят ли они стать экспонатами.
До этого, в 20-х и 30-х годах, было очень популярное развлечение: распеленание мумии для публики, рассказывает историк Алексей Крол. Приглашали всех желающих, продавали билеты, звали египтологов в сопровождении патологоанатомов.
– Всё это вызывало бешеный ажиотаж и нездоровый интерес, трупы несчастных египтян выставляли десятками, – говорит эксперт. – Сейчас себе такое сложно представить, и это, наверное, говорит о том, что человечество развивается положительно. Однако интерес к мёртвому телу будет существовать всегда, с этим ничего не поделаешь. Ведь это самая главная загадка человеческого бытия.