Музей в Нью-Йорке уберёт останки людей из своих залов

Что это – дань политике или всё-таки уважение к прошлому человека? Metro разобралось вместе с нашим экспертом
Музей в Нью-Йорке уберёт останки людей из своих залов
Kamira/Shutterstock
Американский музей естественной истории – один из самых популярных в Нью-Йорке.

С уважением к прошлому

Американский музей естественной истории в Нью-Йорке планирует убрать из залов человеческие останки и предметы, сделанные из человеческих костей. Это выяснил журналист газеты The New York Times Захари Смол.

Всего в распоряжении музея находится порядка 12 тыс. экспонатов, связанных с человеческими останками. Среди них 2,2 тысячи принадлежат индейцам, около 400 останков – беднякам, умершим в трущобах Нью-Йорка в 40-е годы прошлого века. Также в коллекции музея есть кости, выкопанные на территории кладбища для чернокожих рабов. Оно было уничтожено в начале прошлого века, чтобы расширить территорию Манхэттена.

ЦИТАТА
Это предки, а иногда и жертвы жестоких трагедий или представители групп, подвергшихся эксплуатации или насилию.
— Президент музея Шон М. Декейтер

Некоторые останки уже вернули потомкам – к примеру, в общины коренных народов Америки отдали около тысячи экспонатов. 

Цифра
3
человека занимаются установлением происхождения людей, которым принадлежат останки, и дальнейшей передачей их потомкам. По мнению директора музея, это очень маленький штат и в будущем он будет расширяться.

– На самом деле в этом есть смысл, если потомки известны. А вот выносить доисторические останки первобытного человека –  сомнительное решение. У кого они собираются, собственно, спрашивать, чей это предок, – объясняет Metro Алексей Крол, кандидат исторических наук и старший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Турканский мальчик – самый полный скелет подростка, относится к виду человек работающий (Homo ergaster). Находится в американском музее. Однако сейчас будет невозможно найти всех его потомков.
Скриншот YouTube-канала Bit Media24
Турканский мальчик – самый полный скелет подростка, относится к виду человек работающий (Homo ergaster). Находится в американском музее. Однако сейчас будет невозможно найти всех его потомков.

Тем не менее все современные учёные стараются корректно обращаться с останками, говорит эксперт. Яркий пример – древнеегипетские мумии.

– В нашем музее антропологии, к примеру, они есть в коллекции, но мы их не выставляем, потому что они уже разбинтованы – равносильно тому, что обнажены. Мне представляется не совсем этичным выставлять их на всеобщий обзор голыми, потому что это были живые люди, – говорит Алексей Крол. 

Эксперт подчёркивает, что уважительно относиться к останкам принято среди учёных разных стран. Например, в Каирском музее те же мумии после того, как были распелёнаты, для экспозиции были прикрыты в зоне чресел и груди. В итоге видны остались только головы. В конце концов, это люди, которые стояли у истоков египетской цивилизации, говорит историк.

Все мумии после того, как были распелёнаты, прикрыты.
Discovery Channel
Все мумии после того, как были распелёнаты, прикрыты.

Новая этика коснулась и останков

Однако дело не только в уважении к человеку. Директор музея в Нью-Йорке подчёркивает, что организация меняет политику в связи с последними политическими и социальными явлениями в стране. В первую очередь будут убирать останки индейцев и чернокожих рабов, так как белое население США очень долго их угнетало и забирало их останки без согласия.

ЦИТАТА
Многие исследователи в 19-м и 20-м веках затем использовали такие коллекции для разработки глубоко ошибочных научных программ, основанных на превосходстве белых, а также для выявления физических различий, которые могли бы укрепить модели расовой иерархии.
— Президент американского Музея естественной истории Шон М. Декейтер

– В западноевропейской, особенно в американской политике сейчас есть очень большие перекосы, которые сильно затрагивают культуру и в том числе музеи. Мы как-то были в музее Финикса в штате Аризона, где хранилась прекрасная коллекция керамики индейцев, – рассказывает Алексей Крол. – Так вот, там любые индейцы из местных племён могли прийти и потребовать их обратно, потому что это их культурное достояние. И руководство музея было обязано им всё это вернуть по первому же запросу. Поэтому тут нужно найти золотую середину между этикой и уважением к людям, которые когда-то жили, и соблюдением научных и музейных интересов.

Что было раньше?

Раньше отношение к человеческим останкам было другое. В музее Нью-Йорка отмечают, что о них не думали как о трупах людей, проживших свою жизнь. Тех же бедняков, погибших в Нью-Йорке в 40-х годах прошлого века, можно было бы спросить, хотят ли они стать экспонатами. 

До этого, в 20-х и 30-х годах, было очень популярное развлечение: распеленание мумии для публики, рассказывает историк Алексей Крол. Приглашали всех желающих, продавали билеты, звали египтологов в сопровождении патологоанатомов. 

– Всё это вызывало бешеный ажиотаж и нездоровый интерес, трупы несчастных египтян выставляли десятками, – говорит эксперт. – Сейчас себе такое сложно представить, и это, наверное, говорит о том, что человечество развивается положительно. Однако интерес к мёртвому телу будет существовать всегда, с этим ничего не поделаешь. Ведь это самая главная загадка человеческого бытия. 

Historian Removes Bandages Of Egyptian Mummy Британский искусствовед Филип Роусон разрезает бинты египетской мумии.
Express Newspapers / Getty Images
Британский искусствовед Филип Роусон разрезает бинты египетской мумии.