Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте. На её наличие указывает то, что ребёнок попросту не говорит. Принято выделять сенсорную и моторную формы заболевания.
Почему возникает алалия?
– Одна из главных причин появления проблемы – органическое повреждение мозга, – говорит Metro Анастасия Краминова, клинический психолог, основатель сети специализированных логопедических центров "Детская академия речи". – Появиться оно может ещё в утробе матери, в процессе родовой деятельности или уже в раннем возрасте из-за перенесённых заболеваний центральной нервной системы, энцефалопатии и т. д. В большинстве случаев после диагностики, которую назначает невролог, эти очаги в тех или иных зонах головного мозга выявляются. И тогда становится ясно, что речевые центры поражены. Но бывает, что ни МРТ, ни электроэнцефалограмма явных очагов поражения не показывают и сказать, почему подобная ситуация возникла, нельзя. Относительно этой ситуации у некоторых учёных есть мнение, что алалию "запускают" незрелые клетки мозга, точнее, их более долгое созревание, чем у обычных детей. Но это лишь одна из версий, когда явную причину найти не удаётся.
Что происходит с ребёнком?
Всё зависит от формы заболевания.
– При моторном типе нарушения ребёнок понимает речь, но без помощи коррекционных специалистов не может начать говорить, – рассказывает Metro Анастасия Краминова. – Какие-то звуки, например, подражание животным, он произносит. Сенсорная форма более тяжёлая, так как малыш не может воспринимать речь на слух в принципе. Чаще всего она идёт вместе с фонематическими нарушениями. Проблем со слухом нет, мозг просто не может правильно обработать акустический сигнал. Например, если сказать слово "стул", у большинства людей всплывёт зрительная картинка. При сенсорной алалии "стыковки" звукового сигнала и его смысла нет. В этом случае усилий для запуска речи, конечно, потребуется больше.
Иногда алалию путают с аутизмом, ведь дети без речи бывают довольно замкнутыми и отстранёнными. Поэтому, кроме клинической картины и консультации невролога, родителям необходимо подтвердить диагноз у логопеда-дефектолога. Коррекционный специалист будет ориентироваться не только на речь – объясняясь жестами, картинками, другими подсказками, малыш, у которого алалия, начнёт вступать в коммуникацию.
Как лечить алалию?
Исправить ситуацию возможно. Главное – как можно быстрее приниматься за лечение.
– Для многих ребёнок, который в 3 года ничего не говорит, не повод для излишнего беспокойства. А тем временем любая речевая задержка потянет ниточку дальше – к задержкам в психическом развитии, – говорит эксперт. – И чем старше будет ребёнок, тем сложнее выправить проблему. Если у ребёнка алалия, то в 5 лет догонять сверстников и компенсировать важные периоды развития речи сложнее, чем в 3 года.
Лечить алалию нужно комплексно. Обычно схема включает в себя:
1. Медикаментозное лечение. На основании обследований, диагностики, перинатальных или постнатальных осложнений невролог назначает необходимые препараты. Даже если это достаточно сильные медикаменты, при органических поражениях их приём обязателен, уверяет врач. К тому же коррекционные занятия предполагают почти школьную нагрузку для 3–4 летнего ребёнка. И, чтобы это легче переносить и добиваться эффекта, здоровье важно поддерживать.
2. Физиопроцедуры. Среди наиболее популярных: магнитная стимуляция, амплипульстерапия (одна из разновидностей физиопроцедур, её принцип действия основан на колебаниях тока. Процедура улучшает кровоснабжение и обмен веществ, способствует активации регенеративных процессов, питанию и восстановлению тканей, повышает тонус мышц), биоакустическая коррекция (заключается в прослушивании пациентом акустического образа собственной электроэнцефалограммы), ТОМАТИС-терапия (средство стимуляции активности мозга за счёт использования музыкальных средств на основе любого полифонического звучания). Нужный курс по итогам обследований назначает лечащий врач.
3. Коррекционные педагоги. Так как алалия считается более серьёзным нарушением, в работе важно задействовать всю центральную нервную систему. Поэтому, кроме занятий с логопедом, желательно подключить к процессу нейропсихолога, который отвечает за создание межполушарных связей. Такой тандем будет давать более быстрый и эффективный речевой прорыв.
– Родителям важно понимать, что для лечения потребуется время. Особенно это касается серьёзной сенсорной алалии, когда нужно учиться сопоставлять звуковые сигналы с образами, – объясняет Анастасия Краминова. – Эта связь формируется не быстро, но чем раньше начнётся путь, тем быстрее общими усилиями ребёнок может научиться говорить и полноценно общаться с близкими и сверстниками.