Был в Москве такой непростой НИИДАР, в прошлом НИИ дальней радиосвязи, а в наши дни известный как арт-кластер. Мастерские художников, временные выставки, тусовки и встречи наполняли странный комплекс на "Преображенской площади", вход в который не так просто было найти даже с помощью навигатора. Осенью стало известно, что НИИДАР точно сносят в пользу очередного ЖК.
В связи с этим москвичей-активистов особенно взволновал вопрос, что делать с мозаичным панно на фасаде?
– Для москвичей эта мозаика стала определённым символом района, – объяснил Metro Богдан Лавриненко, художник-мозаичист, специалист в области охраны объектов культурного наследия. – Жители буквально "встали на уши", когда стало ясно, что НИИДАР сносят и панно под угрозой уничтожения. Именно по этим причинам — по причине народной любви, а также по причине её художественно-эстетической ценности, и символичности — было важно спасти данное панно. Я тоже поднял вопрос с панно в соцсетях.
Лавриненко, проработавший в стенах НИИДАР почти полтора года, предположил, что панно относится к 1973 году (этим годом датирован 53-й корпус, на котором было смонтировано панно), а его автор ему неизвестен.
Времени на раздумья не было
– Хронология была такой: примерно с 20-х чисел октября в Интернете пошли разговоры о сохранности панно. На его защиту встали местные жители, неравнодушные люди, коллеги по цеху (например, Марат Насибуллов), депутаты (Светлана Кобзарь) и сам Департамент культурного наследия, – рассказал Лавриненко. – Первого ноября мы с Юлией Логиновой, курировавшей процесс со стороны ДКН, и представителями застройщика встретились в НИИДАРе у мозаики, чтобы обсудить план действий.
В итоге было принято решение сохранить панно.
– Мы договорились с правообладателем здания, привлекли к сохранению панно специалистов-мозаичистов, реставраторов НП "Российская ассоциация реставраторов", – пояснил Metro руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Первые две недели работа шла без выходных, с утра до вечера.
– Если бы мы с ребятами поставили леса на неделю позже установленного мною срока, мы бы просто не успели демонтировать панно в установленный застройщиком срок, – сказал Лавриненко. – Хочу отметить, что в данной ситуации сложилось хорошее и грамотное взаимодействие власти с простыми гражданами. Благодаря этому взаимодействию и стало возможным спасение панно НИИДАР. Конкретно — Департамент культурного наследия Москвы, а именно, Юлия Логинова, очень помогла нам. Благодаря её самоотверженным усилиям у нас в распоряжении появлялись автовышки, строительные леса и т. д. И что особенно важно — вовремя! Также нам помогала Российская ассоциация реставраторов. Из колледжа "26 кадра" к нам пришёл замечательный Иван Галайда и сделал фотограмметрию всего панно. И уже через пару дней у меня на руках была подробная фотография всей мозаики в хорошем качестве.
Когда дело нужное, происходят чудеса
Лавриненко отметил, что обычно для проведения таких работ выбирают тёплое время года: позднюю весну или лето. Но в ситуации с НИИДАР ждать было нельзя. Время утекало.
– У нас выбора не было: либо мы спасаем мозаику сейчас (поздняя осень – зима), либо теряем её навсегда. Мы рискнули – и справились! У меня появилась прекрасная возможность доказать возможность профилактической заклейки мозаики в зимнее время в условиях пониженных температур и повышенной влажности, при невозможности постройки вокруг неё полноценного "тепляка" (на это попросту не было времени). И метод сработал!
Иногда помощь при спасении мозаики приходила оттуда, откуда не ждали.
– Мы с напарником вручную, лопатами, выравнивали землю под панно, кишащую крысами, чтобы хоть как-то обустроить настилы и начать работы, не дожидаясь выделения техники. В этот момент к нам из ниоткуда подъехал бульдозер, и добрый водитель предложил нам выровнять землю, а заодно привёз ковш песка и сильно упростил нам задачу. Водителя звали Борис, и оказалось, что он трудился в НИИДАРе уже лет 50, помнит, как эту мозаику монтировали на корпус.
Сейчас состояние спасённой мозаики оценивают как относительно хорошее.
– Некоторые углы от плит всё же откололись в процессе демонтажа, – уточняет спасатель, – но смальта и камни на них сохранены полностью благодаря профзаклейке. Некоторые блоки имели трещины, сколы и утраты смальтового набора ещё до демонтажа. Все углы мы притянули обратно к плитам и упаковали, а также собрали с земли смальту, которая за годы эксплуатации "облетела" с мозаики. Неформатные блоки и фрагменты упаковали в специальный ящик, предварительно промаркировав каждый из них.
Панно уже вывезли на территорию ВДНХ, где выделили специальное, тёплое и сухое помещение на первом этаже.
– Работы по восстановлению мозаики с привлечением волонтёров и реставраторов планируется начать в этом году. Они будут проходить на базе мастерских, – подчеркнул Алексей Емельянов. – Позже будет выбрано место, где эту мозаику экспонировать. Ещё неизвестно, где именно, но для нас важно, что она будет сохранена.
Спасатели не теряют надежду, что панно возымеет вторую жизнь.
– Идеально было бы вернуть его в Преображенский район (за это очень ратуют местные жители), – объясняет Богдан Лавриненко. – Мозаика имеет сложную конфигурацию, несмотря на прямые углы, и один из рассматриваемых вариантов – смонтировать её отдельные части, подходящие по смыслу и эстетически, на новые места эксплуатации — стены фасада или даже интерьера. Ещё один вариант — целиком на отдельно стоящую, специально возведённую для панно стену. В любом случае этому должна предшествовать реставрация панно.