Фонтан из одеколона
Организаторы выставки воссоздали рекламный ход, придуманный в 1882 году четой Генри и Шарлоттой Брокар для рекламы собственной продукции, – фонтан из одеколона. Он бил в центре павильона первой Всероссийской художественно-промышленной выставки, и возле него постоянно толпились посетители.
Газеты тогда много писали, как участники выставки собирали дармовой одеколон в банки и флаконы, принесённые из дома. А наиболее раскрепощённые окунали в фонтан пиджаки. Чета Брокар этому не препятствовала, и несколько дней половина Москвы пахла этой новинкой. Естественно, одеколон стал модным. С помощью этой необычной акции одеколон "Цветочный" быстро завоевал Москву, а потом и всю Россию.
К сожалению, на выставке в ГУМе из фонтана бьёт вода, но посетители всё равно толпятся, и атмосферу того времени представить можно.
Вывески с рисунками товаров
До середины XIX века на воротах торговых лавок в качестве рекламы вывешивали предметы сбыта – пук соломы, колесо, обруч, кожу. А в середине XIX века появились мастера и целые артели, которые специализировались на создании рекламных вывесок в стиле натурализма.
Мастера на вывесках не использовали слов, зато пытались изобразить весь ассортимент. Особенно интересны вывески продуктовых лавок, на которых горками были сложены фрукты, овощи, мясные изделия, сыры и хлеба.
Реалистично писали не только еду, но и одежду. Например, такие вывески делала мастерская Василия Степанова.
Внимание репортёра Metro больше всего привлёк плакат 1895 года, рекламирующий французское печенье к чаю. Художник наглядно изобразил всё разнообразие продукции, которую можно купить в лавке.
Упаковка как главный рекламный носитель
Первой начала использовать упаковку как рекламный носитель фирма Абрикосовых. Их упаковка английских бисквитов к чаю была изготовлена на прославленной жестяной фабрике француза Жако. На коробке в технике хромолитографии – способа печати с использованием нескольких цветов – были изображены бисквиты на фарфоровом блюде.
Эту упаковку можно считать ярким примером того, как продукция, изображённая на крышке изящной коробки, продвигала саму себя. Кроме того, благодаря красоте своего оформления коробка была обречена на долгую жизнь в качестве полезного предмета обихода.
Рекламные плакаты в стиле конструктивизма
После Октябрьской революции плакат быстро превращается в острое орудие идеологической пропаганды, а плакатист становится одной из самых востребованных среди творческих профессий. Художники верили, что, избавившись от лишних деталей, произведение не теряет своего воздействия на людей, – конструктивизм становится самым модным направлением в искусстве тех времён.
Известный поэт Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко использовал конструктивизм для создания рекламных плакатов: "Нет места сомненью и думе – всё для женщины только в ГУМе", "Нечего на цены плакаться – в ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!". Также поэт рекламирует отдельные товары: "Самый деловой, аккуратный самый, в ГУМе обзаведись мозеровскими часами".
Музыка в рекламе
Кондитерская фабрика Эйнема – первопроходцы в использовании музыки для рекламы. Удивительный факт: в фирменных магазинах "Эйнем" звучала музыка. Кондитеры этой фабрики рекламировали свою продукцию вальсами и галопами!
Посетителям кондитерских салонов в качестве анонса к новой продукции, коробке конфет или шоколада, предлагались бесплатные ноты для игры на фортепиано в четыре руки. Необычная музыкальная серия состояла из нескольких оригинальных мелодий, объединённых названием – "Сладкие танцы", а написал её по заказу правления кондитерской фабрики композитор Карл Фельдман.