Для многих обывателей Михаил Булгаков – в первую очередь автор "Мастера и Маргариты" и многих других классических произведений. Но знали ли вы о том, что перед тем, как стать писателем, он работал журналистом в советских газетах?
Булгаков переехал в Москву под конец сентября 1921-го и заселился в коммунальную квартиру. Журналистика была выбрана им не случайно – писать молодой человек любил, а еду и жильё как-то надо было оплачивать. Первым сотрудничеством была работа на газету "Правда", где он опубликовал репортаж "Эмигрантская портняжная фабрика" об ужасных условиях, в которых вынуждены были трудиться работники предприятия, под псевдонимом "М. Булл". Забавно, что в "Собачьем сердце", которое Булгаков написал четырьмя годами позднее, профессор Преображенский не рекомендовал читать советскую прессу – и "Правду" в частности.
Очерки в "Голосе работника просвещения", репортажи с места событий в "Накануне", фельетоны в газете "Гудок" – в следующие годы Булгаков не ограничивал себя и пробовал в совершенно разных жанрах. И главной героиней почти всех его творений была Москва и её жители, которые только начинали жить заново после потрясений Гражданской войны.
"Накануне" стала знаковой газетой для писателя – именно на её страницах были впервые опубликованы "Похождения Чичикова", "Красная корона", первая часть "Записок на манжетах" и многие другие его произведения. В основном для "Накануне" он писал репортажи и очерки о событиях столицы – становлении НЭПа, демонстрациях против лорда Керзона. Эти работы высоко ценил Алексей Толстой, который тогда был редактором литературного приложения к газете.
В период с 1922 по 1926 год – время журналистской карьеры Булгакова – писатель активно работал над своими художественными произведениями. За это время был написан роман "Белая гвардия", повести "Роковые яйца" и "Дьяволиада", а также большое количество публицистики, которая служила ему средством заработка.
В газету "Гудок" Булгаков сначала был взят на должность литобработчика писем, а затем стал штатным фельетонистом. Эту работу писатель считал помехой для развития своего писательского таланта. "Гудок" изводит, не даёт писать", – отмечает Булгаков в своём дневнике от 1923 года. Однако эта работа позволяет ему обрести стабильность, а коллегами его тогда числились Ильф и Петров, Катаев, Олеша и многие другие представители литературной Москвы того времени. В ней он проработал до осени 1926 года.
– Михаил Афанасьевич обладал невероятным чувством юмора, которое выражалось в каждом его произведении. Его художественный мир проявляется в огромном количестве пересекающихся сюжетов, образов и мотивов, которые подходят и для литературы, и для публицистики, – отмечает Иван Назаров, куратор выставки. – В своих текстах он дарит читателю погружение не только в историю какого-то события, но и в его художественный мир. Было бы, конечно, интересно посмотреть на то, как он со своим видением наблюдал бы за современной Москвой и её жителями. Жаль, что о таком мы можем только мечтать.