
— Началось всё в 80-х, — рассказывает Андрей, оглядывая зал, где собралось немало слушателей. — Я тогда решил изучить родословную, отправлял запросы в архивы.
Уже тогда коллекционер знал, что среди его предков были Костерёвы — владельцы стекольных заводов. Но в советское время выяснить подробности оказалось сложно. Только выйдя на пенсию, он решил докопаться до истины. И случайно, уже в Интернете, наткнулся на статью краеведа про бутылки причудливых форм.
— Через месяц после этой статьи я собрался и пошёл искать по музеям эти фигурные бутылки!
Первым делом Андрей заглянул в ГИМ. Там он обнаружил стеклянную красавицу в виде Эйфелевой башни с завода Костерёвых! Впечатлившись её красотой, Андрей решил собрать коллекцию и на поиски первого экземпляра отправился на Старый Арбат:
— Здесь я купил бутылку, выпущенную Костерёвыми в форме медведя.
Так коллекция постепенно собиралась. Андрей посещал и другие винтажные магазины, прогуливался по блошиным рынкам, но самое главное — пытался искать информацию о фигурном стекле в литературе. Тогда он понял, что о таких красивых бутылках почему-то никто не пишет...
— И я решил написать книгу сам!
И написал её в 2018 году. Правда, ради этого пришлось пойти на жертвы:
— Честно говоря, я тогда продал всю коллекцию!

В зале ахнули.
— Как так? Это же ценность! — вскрикнула женщина в первом ряду.
Коллекционер поспешил её успокоить: после выхода книги он собрал коллекцию заново. Тогда он покупал экземпляры уже на зарубежных сайтах. Забавно, что в других странах существуют целые клубы любителей фигурных бутылок! Однако они не всегда знают истинную историю, которая скрывается за выпуском тары.
Так, русская бутылка "Ольга" почему-то приобрела греческие корни:
— Её называли "Ольга — королева Греции", хотя она была выпущена в 1913 году фирмой "Бекман и Ко". Выпуск приурочили к 300-летию Дома Романовых.
Кроме императорской дочки, в стекле отливались многие исторические лица. Например, фигурную бутылку с Пушкиным даже подделывали.

— Если вы присмотритесь, то увидите, что на нашей бутылке написано "Пушкинъ", а на реплике из Бельгии — "Пушкинь".
Слушатели привстали, вглядываясь в надпись.
— Какой ужас, — качает головой пожилой мужчина.
Пока все присутствовавшие разглядывают эту грубую ошибку в фамилии легендарного поэта, я интересуюсь, а бывали ли случаи, когда бутылки разбивались. Этот вопрос сразу же оторвал всех любопытных гостей от мягкого знака на конце Пушкина:
— Конечно, — отвечает Андрей. — Каждая десятая бутылка приходит разбитая или со сколом.
Как-то раз даже пришлось одну такую бутылку реставрировать:
— Это была очень хрупкая "Русалка". Я её привёл в порядок, отправил на выставку, а получил вновь разбитую. Ну вот храню от неё только сохранившуюся часть.