Посреди московского парка стоит длинный железный велосипед с пятью попутчиками. Все они куда-то спешат, но на их посеребрённых лицах — радость и беззаботность: впереди навстречу приключениям крутит педали, очевидно, глава семьи, а за ним дочка, мама, дедушка и бабушка. Персонажей всего пять, а мест — шесть. Кто не захочет присоединиться к такому дружному путешествию, да ещё и с четвероногими спутниками (по бокам велосипеда бегут козочка и собака)! Андрей Асерьянц говорит, что в этом и была задумка скульптуры: чтобы люди не проходили мимо, а садились на свободное место и фотографировались с путешественниками.
Андрей создаёт фигуры уже более 30 лет. Он родился и вырос в Москве, окончил Строгановское училище, был принят в Союз художников. После развала СССР уехал в Германию на 8 лет, но затем всё же вернулся в Россию. Асерьянц не сразу начал с металлолома: первой работой художника стал железный забор, сделанный по просьбе его мамы для дачи. Но на этом дело не закончилось: крышу дома на загородном участке украсил скрипач. Так и втянулся.
Идеи для своих работ скульптор черпает буквально из груды железок.
— Для людей это куча металлолома, а для меня такая вещь, откуда я могу взять всю скульптуру, — подчёркивает Асерьянц. Видеть в сломанных деталях плечи, руки и другие части своих будущих скульптур ему помогает знание формообразования, приобретённое благодаря занятиям керамикой в школьные годы.
Большинство скульптурных композиций Андрей создаёт по заказу города.
— У скульптуры должны быть родители: папа — скульптор, мама — заказчик, — шутит Асерьянц.
Скульптор работает со скверами, дворами, коттеджными посёлками. Утверждение проекта происходит достаточно долго, и его главная цель — убедить заказчика, что нужно делать что-то современное, смешное и в то же время понятное.
Всё начинается с маленьких пластилиновых моделей. Когда эскиз утверждён, Андрей думает над тем, как его лучше всего воплотить в металлическом ломе. Асерьянц честно признаётся, что для него главное — доступность работы: не каждый клиент может себе позволить бронзовую статую, а металлолом — дешёвый материал, который в случае поломки легко починить самому. Готовые скульптуры художник обязательно смазывает специальным составом из воска и оливкового масла: так они становятся более долговечными. Но важно, чтобы детали фигур уже были ржавыми: тогда состав подействует и сохранит статую от разрушений.
Однако доступность и простота в уходе за металлическими фигурами далеко не главные качества, которые ценят посетители парков и жители коттеджных посёлков в скульптурах художника. Персонажи Андрея вызывают тёплые искренние чувства: смешат, удивляют, забавляют.
— Без человеческого наполнения ничего не получится, — уверен мастер.