Внимание, вопрос: куда едут машины, набитые деньгами? Ответ масштабен: в крупнейший кассовый центр Европы. Находится он в столице, а относится к Банку России. Но занимается не инвестициями, а пересчётом и упаковкой. Часть денег вообще выводят из обращения. Говоря простым языком, здесь поизносившиеся купюры отправляют в последний путь.
– В этих стенах проходит обработка денежных банкнот и монет, – официально произносит Ибрагим Хасбулатов, управляющий кассовым центром. А дальше расшифровывает: – Поступают к нам деньги в упаковках. Если среди них попадаются ветхие – уничтожаем.
"Последний путь" купюры на самом деле – это отдельная маленькая жизнь, которую на всех этапах сопровождают операторы и кассиры. Сначала деньги проходят проверку на счётно-сортировальных машинах. В этот момент их пересчитывают, проверяют физсостояние и тестируют на подлинность. Ветхие, загрязнённые, надорванные – подлежат уничтожению.
– Машина определяет во время пересчёта, что банкнота подлинная, но ветхая, и отправляет её на уничтожение в спецотсек, похожий на шредер. Если машина засомневалась, отсортировывает её в "карман возврата". Такую банкноту оператор передаёт кассиру для первичной проверки платёжеспособности. Если кассир убедился, что банкнота платёжеспособная, то она гасится на прессе и уничтожается на стационарной установке.
Но вдруг в пачке оказалась сомнительная купюра, тогда она попадает на стол к специалисту, у которого есть право проведения ведомственной экспертизы.
– Если признаки подделки найдены, – продолжает Хасбулатов, – то передают в правоохранительные органы.
Ибрагим Хасбулатов признался Metro, что всех гостей "святая святых" интересует один вопрос: что происходит с обрезью, то есть бумажными остатками после того, как купюры измельчил шредер. Оказалось, они летят в бункер-накопитель. А там уже их сплющивают в шайбы или, как принято здесь называть, брикеты штампуют – так дальше перевозить и утилизировать удобнее.
Светлана Головкина, контролёр-кассир, многие годы ежедневно приходит на работу и держит в руках пачки денег, причём разного номинала. Говорит, что давно привыкла – приступ алчности не грозит, но порой деньги снятся – особенно если что-то необычное на работе произошло.
Светлана рассказала Metro, что часто встречаются купюры с надписями, душевными пожеланиями и даже автографами кумиров. Но по инструкции считаются они ветхими и безжалостно отправляются в последний путь.
– Мы поддерживаем чистоту банкнот. Важно, чтобы они были новенькие, красивые. Они же симпатичненькие такие. Животные, птички, рыбки. Иногда успеваешь рассмотреть. Когда хожу в магазин или на рынок, даже удивляюсь продавцам, что они берут купюры и ни секунды на них не смотрят – а вдруг поддельная.
Светлана призналась, что с закрытыми глазами, на ощупь может определить купюру.
– С валютой я не работала, – уточнила кассир. – А с рублями могу – бумага чувствуется. Даже можно определить, если купюра после стирки.