Мировые учёные сделали сенсационное открытие о "Моне Лизе" Леонардо да Винчи

Metro выяснило, почему великий Леонардо да Винчи был не только изобретателем и художником, но ещё и химиком-новатором
Мировые учёные сделали сенсационное открытие о "Моне Лизе" Леонардо да Винчи
Shutterstock
Тайны "Моны Лизы" кажутся нескончаемыми, как и её бесконечно уникальное, магическое притяжение.

Группа учёных из Франции и Великобритании обнаружила редкое минеральное соединение внутри культового произведения искусства Леонардо да Винчи “Мона Лиза”, которое, на их взгляд, может придавать краскам особенную глубину. Об этом сообщает телеканал CNN.

Наряду со свинцовыми белилами и маслом в базовом слое краски было обнаружено соединение, известное как плюмбонакрит. Ранее этот минерал был выявлен в нескольких работах Рембрандта XVII века, но исследователи ещё не встречали его в произведениях итальянского Возрождения.

Плюмбонакрит образуется при соединении оксида свинца с нефтью. Согласно исследованию учёных, смешивание этих двух веществ на палитре — техника, которую более поздние художники использовали для высыхания краски.

Обнаружение редкого соединения в "Моне Лизе" позволило предположить, что Леонардо был первопроходцем этого метода, сказал профессор Университета Сорбонны в Париже Жиль Валлес, автор последнего исследования на эту тему,

– Все, что исходит от Леонардо, очень интересно, потому что он, конечно, был художником, но он был также химиком, физиком — у него было много идей, и он был экспериментатором, стремившимся улучшить знания своего времени, — сказал Валлес журналистам.

ЦИТАТА
Мы до сих пор многого не знаем о прошлом
— искусствовед и художник Надежда Плюнгян

Леонардо был не только художником, но также великим изобретателем. Теперь к многочисленным талантам можно добавить ещё и химика-новатора.

Считается, что "Мона Лиза", как и многие другие картины XVI века, была создана на деревянной панели, для которой требовался толстый основной слой. Ученые предполагают, что Леонардо приготовил смесь порошка оксида свинца с льняным маслом, чтобы получить толстый слой краски, необходимый для первого слоя, и при этом, сам того не зная, создал редкое соединение.

По словам Валлеса, в настоящее время исследователям не разрешается брать образцы с шедевра, который находится в Лувре в Париже за бронированным стеклом. Однако, используя микрообразец 2007 года, взятый из области картины сразу за рамой, учёные смогли проанализировать краску с помощью высокотехнологичного аппарата, называемого синхротроном.

– Мы до сих пор многого не знаем о прошлом. Благодаря таким открытиям мы можем убедиться, что прошлое ближе и технологичнее, чем мы думаем, – сказала Metro Надежда Плюнгян, искусствовед, художник и сотрудник Государственного института искусствознания. – Я думаю, это подтверждение тому, что мы не знаем мир до конца на физическом уровне. Нам ещё очень многое предстоит узнать.

Исследование также показало, что базовый слой фрески Леонардо "Тайная вечеря" имел тот же химический состав, что и у "Моны Лизы", хотя фреска была нарисована на стене. Для подтверждения гипотезы учёным пришлось исследовать 17 образцов из "Тайной вечери", которые образовались из-за отслаивающейся от стены краски.

Paris/,France,,01/26/2019,Mona,Lisa,In,The,Louvre,,France "Мона Лиза" была написана примерно в 1510 году, но и сейчас, спустя 400 с лишним лет, продолжает удивлять.
Shutterstock