– Кто знает, сколько людей живёт на планете Земля? – спрашивает Екатерина Солнцева, лектор и кандидат технических наук.
– Восемь миллиардов, – многоголосие тут же заполняет лекционную Д1 Шуваловского корпуса МГУ.
"Начали за здравие", – думаю я в лёгком смятении: физика – единственный предмет, по которому в школьном аттестате у меня не вышла годовая пятёрка.
– Ещё в конце 1990-х годов их было 5,6 миллиарда, – продолжает Екатерина. – Это значит, что популяция человека на Земле постоянно растёт, а потребление энергии увеличивается. Примерно 85% энергии мы получаем за счёт ископаемого топлива, но из-за его сжигания меняется климат. Нам с вами хорошо, но каково белому мишке, у которого в Арктике тают льды?
– Надо его спасти, – слышится тонкий голосок десятилетки, которого привели просвещаться энтузиасты-родители.
– Сегодня каждая пятая лампочка на планете зажигается за счёт атомной энергетики, – произносит лектор и показывает маленькую урановую таблетку, похожую на чёрный пластиковый колпачок ручки.
Беру её в руки, читаю, что благодаря одной таблетке холодильник с едой будет работать 4 года, а смотреть сериалы по телевизору можно 200 суток подряд. Понимаю, что теперь мой ответ на вопрос о вещах, которые я взяла бы на необитаемый остров, поменялся с романов Оскара Уайльда на урановую таблетку.
– Атомная энергия при этом – энергоресурс с нулевым выбросом, а пар, который идёт из градирни рядом с АЭС, – это всего лишь вода, – утверждает Екатерина. Эта простая мысль становится выводом всей лекции: атомная энергетика безопасна, а главное – за ней стоит будущее.
После каждого научного блока лектор делает мемную паузу и показывает картинку, в шуточной форме отражающую суть нескольких частей учебника физики.
Я оглядываюсь, чтобы понаблюдать за реакцией слушателей: по аудитории время от времени разносятся уверенные смешки людей, понимающих каждое слово лектора (чего, конечно, нельзя сказать про меня). И хотя основная часть выступления всё же была наполнена изотопами водорода и замкнутым ядерным топливным циклом, с мемами порог вхождения в физику оказался гораздо ниже. А главное, я узнала, что же поможет спасти белого мишку во льдах.
Читайте также: ЦУМ снова станет белым. А что вы о нём знаете?