Metro проводит конкурс эскизов памятника Москве-реке, которая является не только украшением города, но и труженицей

Сегодня, в годовщину начала контрнаступления под Москвой, мы рассказываем, какую роль Москва-река играла во время войны в жизни города
Metro проводит конкурс эскизов памятника Москве-реке, которая является не только украшением города, но и труженицей
Архив Музея Победы.
Эвакуация жителей по Москве-реке в июле 1941 года.

– Первые бомбёжки в городе начались в июле 1941 года, – рассказывает Валерий Куличков, и. о. заведующего научно-методического отдела Музея Победы. – Тогда жителей, а также оборудование стратегически важных предприятий стали срочно эвакуировать всеми видами транспорта, включая суда различной вместимости. Москва-река помогла разгрузить железную дорогу, которая не справлялась с огромным потоком людей и грузов.

Москвичей эвакуировало пароходство канала Москва-Волга.

 – Основными маршрутами были Рязань и Рыбинск. Людей эвакуировали чётко, без паники, – отмечает учёный. – В июле вывезли, например, 110 тысяч человек. До войны столько жителей уезжало из столицы в течение всего года. К концу лета люди привыкли и успокоились, уезжающих стало меньше – около 9 тысяч человек.

Кстати, в городе на протяжении 1941 года проживало почти 4,5 млн человек, а общее число эвакуированных по Москве-реке к ноябрю достигло 2 млн 200 тысяч человек. По железной дороге эвакуировали более миллиона человек. – Чтобы вывозить людей по воде, в начале войны переоборудовали 437 пассажирских судов и барж. 

Людей переправили беспрепятственно: немцы не смогли потопить ни одно судно. Этого удалось достичь благодаря хорошей маскировке. Летом маскировали растительностью, а осенью и зимой в вечернее и ночное время шли без ходовых огней, и противник эти суда не мог обнаружить.

Интересно, что на судне "Максим Горький" вместо 600 детей за один раз удалось эвакуировать 1500! – Капитаном этого теплохода был Михаил Патрикеев, – продолжает Валерий Константинович. – Патрикеев не боялся принимать решения: сделал математические расчёты, чтобы понять, сколько человек по максимуму выдержит судно. 

Интересно, что теплоход "Максим Горький" был построен как служебный "правительственный". Судно намного опережало время по техническим качествам и не подвело при эвакуации. 

Важно, что в дороге детей кормили три раза в день – это были каши, супы, лепёшки или небольшие булочки. 

Одна из эвакуированных школьниц, 11-летняя Лена Шарова, позднее записала в дневнике: "Тётя уезжала на поезде – в вагоне была неразбериха. Люди боялись, что не хватит мест. У нас на теплоходе всё оказалось по-другому – спокойно и как-то обыденно. Малыши почти не плакали". 

Помимо пассажирских судов на Москве-реке были и самые настоящие плавучие госпитали с необходимым медицинским оснащением, где проводили операции прямо во время переправы. 

 – Там даже переливали кровь, что позволило спасти и тяжёлых больных, – говорит Куличков. – Практически весь медперсонал составляли женщины.

Конечно, они трудились не только в медицине: в командах судов к концу 1941 года работало уже 60% дам, а на разгрузке кораблей – 85%.

Одним из самых ценных грузов были... дрова. Они стали главным оружием против холода, поскольку не было возможности доставлять уголь из Донбасса. – К концу 1941 года в столицу доставили 555 тысяч кубометров дров. Затем их поставки увеличились, и уже в 1942 году в Москву привезли 3 млн кубометров дров. Так Москва-река помогала спасать столицу.