"Металлика" и песни Джо Дассена – в центре Москвы музыкант играет на ханге мировые хиты

Музыкант Юрий Лемеш пробовал играть на барабанах, гитаре, кахоне, но всё же ему чего-то не хватало. И только когда взял в руки ханг, осознал: это для него целый мир
"Металлика" и песни Джо Дассена – в центре Москвы музыкант играет на ханге мировые хиты
Сергей Паламарчук, предоставлено героем публикации
Юрий впервые услашал, как звучит ханг, гуляя по Вильнюсу в 2008 году.

Впервые Юрий услышал, как звучит ханг, в 2008 году в Вильнюсе, куда приехал на пару дней из родного Минска. Но тогда он был дорогим. И немудрено, ведь инструмент в 2000-х только появился – ханг создали физики-швейцарцы, которые экспериментировали с металлом и звуками.

Инструмент Юрий осваивал самостоятельно. Для него ханг – барабан, имеющий ноты, управлять которыми без музыкального образования невозможно. Юрий шутит, что тех, кто играет на этом инструменте, похожем на летающую тарелку, другие музыканты называют недомузыкантами-недобарабанщиками.

– Даже не знаю, что со мной было бы без ханга. Играю на нём и в печали, и радости, – говорит Юрий. – И эти звуки словно волшебство – сознание будто переносится в не- ведомые дали. Многие думают, что мы импровизируем, но это не так. Импровизируя, быстро выгораешь. Есть такой музыкант Дэвид Кукерман, он разработал свою нотную грамоту для ханга: груфы, барабанные ритмы, и на основании их можно создавать свои мелодии. Менять последовательность аккордов, при этом не меняя ритмичного рисунка. Так и стараюсь делать.

Во время выступления музыкант исходит из атмосферы места: настроения тех, кто останавливается послушать, архитектуры и звуков, где играет.

– Уличный музыкант должен замечать всё: слышать шаги, разговоры, видеть улыбки и слёзы. Понимать, как того, кто бежит по своим делам, пусть на мгновение, но сделать счастливым. И в этом и есть успех, – объясняет Юрий. – Больше всего я люблю играть на Арбате по утрам, потому что людей мало и они меня слышат, начинают внимание обращать друг на друга. А как людей становится больше, они перестают друг друга замечать.

Юрий выступает на Арбате и на Якиманской набережной.
Сергей Паламарчук, предоставлено героем публикации
Юрий выступает на Арбате и на Якиманской набережной.

Самые благодарные слушатели ханга – дети и те взрослые, по мнению Юрия, в которых осталась частичка детства.

– Сегодня я играл возле Театра имени Вахтангова, рядом пристроилась компания молодых людей, сначала они меня слушали, а потом стали танцевать. Классно же, что отдыхают душой, – Юрий улыбается. – А малыши часто родителей за рукав одёргивают, мол, давай остановимся. Как-то в Ялте я даже побывал в роли няни или воспитателя детского сада. Мамы вычислили, что ровно в 18:00 начинаю на набережной выступать, и расставляли вокруг меня полумесяцем колясочки, а сами шли отдыхать в соседние кафешки. Малыши слушали спокойно, внимательно, открыв рот. Мамы знали, что у нас всё хорошо.

Благодаря хангу можно найти язык с кем угодно. Как-то в Сочи к Юрию подошли ребята, они не знали, что подарить другу на день рождения. И Юрий предложил исполнить Happy Birthday. Именинник прыгал от восторга!

– Вчера играл что-то из "Металлики", парень из Аргентины подошёл и начал восхищённо что-то говорить, правда, ни слова не понял. В одной тональности на ханге сыграть можно любую мелодию. Я часто играю песни Джо Дассена, но особенно москвичи любят "Луч солнца золотого", "Во поле берёза стояла" и "Подмосковные вечера". Главное – это играть с душой!