В пятницу днём стало известно о захвате зэками в ИК-19 Волгоградской области в заложники нескольких сотрудников колонии. По предварительной информации, в нападении участвовали минимум трое арестантов, заявивших о своей причастности к террористической группировке "Исламское государство" (запрещена в РФ). Как пишет ТАСС, как минимум один человек в ходе инцидента погиб. По факту захвата заложников Следственным комитетом России возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 206 УК РФ (захват заложника, повлёкший умышленное причинение смерти человеку) и ч. 3 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершённая организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья). Отмечается, что начальник ФСИН уже представил президенту России Владимиру Путину свой доклад о ситуации в колонии. Также глава государства планирует заслушать глав МВД, Росгвардии и других силовых ведомств.
Как пишет РИА "Новости", четверо террористов были ликвидированы снайперами Росгвардии в ходе штурма ранее захваченной ИК-19 в Волгоградской области. Уточняется, что все заложники были освобождены.
Как рассказала Metro член Общественного совета ФСИН России Ева Меркачёва, произошедшее в очередной раз выявило не решённые в российской пенитенциарной системе проблемы. Она подчеркнула, что многие из них не были решены с момента захвата террористами Ростовского СИЗО двумя месяцами ранее.
– Одна из таких проблем – радикализм в наших учреждениях. Как говорят, колонии стали "зеленеть". А когда говорят о "зелёных", то речь идёт о радикальных мусульманах, которые формируют ячейки в исправительных учреждениях, – пояснила Меркачёва.
Она подчеркнула, что подобные инциденты происходят не только из-за появления в российских колониях радикальных элементов.
– Необязательно все виновники таких ситуаций привлекались по террористическим или экстремистским статьям. Например, напавшие сейчас, как известно, находились в заключении по наркоманским статьям и другим преступлениям, не связанным с экстремизмом, – рассказала правозащитница.
По словам Меркачёвой, заключённые могут радикализироваться уже в колонии под воздействием деструктивных идей, которые им могут проповедовать сокамерники. Предотвратить такие случаи вербовки и радикализации, по мнению эксперта, может только размещение радикалов в отдельных исправительных учреждениях. При этом помимо вербовки в колонии к её захвату могли привести и другие причины.
– Могла быть и коррупция, и вербовка. Ножи, которые видно на видео, могли попасть в колонию двумя способами. Либо за деньги, либо они какого-то завербовали сотрудника и он пронёс ножи в колонию, других вариантов нет. Потому что, когда приходят посылки и передачи, они тщательным образом осматриваются – не заметить нож невозможно, – объяснила правозащитница.