Механические птицы и цветы. Мэт Коллишоу исследует механизмы работы соцсетей

В Галерее Гари Татинцяна открыта выставка “Зона машин” британского художника Мэта Коллишоу. В его работах сталкиваются искусство прошлого и цифровая эпоха
Механические птицы и цветы. Мэт Коллишоу исследует механизмы работы соцсетей
Предоставлено студией художника и Галереей Гари Татинцяна
Выставка Мэта Коллишоу "Зона машин" в Галерее Гари Татинцяна открыта до 25 июня 2022 г.

Художник создаёт и анализирует различные механизмы: как в буквальном смысле, делая механические инсталляции с применением новейших технологий, так и с точки зрения психологии, рассуждая, как механизмы социальных сетей манипулируют нашим поведением. 

В своём искусстве я опираюсь на множество различных областей: от эволюционной биологии, которая меня так занимает, до истории искусства и развивающихся технологий.
Мэт Коллишоу

Выставка “Зона машин” создана на стыке современного искусства, науки, психологии и истории. Она действительно затягивает, заставляет “залипать”, наблюдая за поведением механических птиц или удивлённого шимпанзе, который, кажется, также  разглядывает нас – через стекло заброшенного в джунгли гермошлема.

Mat Collishaw. The Machine Zone, 2019.
Предоставлено студией художника и Галереей Гари Татинцяна
Mat Collishaw. The Machine Zone, 2019.

Каждой работе предшествовало кропотливое исследование. Поэтому, прежде чем начать осмотр той или иной инсталляции, следует прочитать подробное описание. Общий смысл понятен и без описаний – искусство Мэта Коллишоу воздействует на уровне эмоций, но иногда детали добавляют красок.

Выставки Мэта Коллишоу всегда увлекательные, точнее завлекательные, но никогда не развлекательные. Они требуют погружения и размышления.

Для примера расскажем предысторию одной работы – The Nerve Rack (2019). Это механический орёл, расправляющий гигантские крылья, на фоне которого позируют и снимают видео блогеры, и у которого зрители останавливаются просто понаблюдать. Ничего не происходит, но почему-то кажется, что непременно что-то произойдёт. 

Фигура птицы была сделана два года назад для бывшей семинарии Ушоу в графстве Дарем и изначально установлена в церкви святого Кутберта напротив пюпитра, увенчанного бронзовой скульптурой орла авторства архитектора Огастеса Пьюджина. Инсталляция стала продолжением размышлений Мэта Коллишоу о противоборстве католического и протестантского движений в Англии XVI века. 

Но для художника любая отсылка к истории – всегда мостик в современность.   

– Противопоставление минимализма машины изящности бронзовой скульптуры заставляет задуматься о силе внушения и способах искажения информации через визуальные образы, - говорит Мэт Коллишоу. 

Mat Collishaw. The Nerve Rack, 2019
Предоставлено студией художника и Галереей Гари Татинцяна
Mat Collishaw. The Nerve Rack, 2019

Тема искажения реальности в цифровом пространстве с помощью фильтров и прочих визуальных эффектов, а также различных манипуляций нашим вниманием и поведением, которыми владеют хорошие маркетологи, присутствует в каждой работе на выставке.  Ярче всего она выражена в инсталляции The Centrifugal Soul (2016), созданной совместно с эволюционным психологом Джеффри Миллером. В тёмном зале платформа-зоотроп с фигурами птиц и цветов делает 60 оборотов в минуту и освещается вспышками стробоскопического света. Такую конструкцию, изобретённую в Викторианскую эпоху, британский художник регулярно использует в своих инсталляциях. Зоотроп считается первым способом анимации, он предназначался для демонстрации движущихся рисунков или предметов. 

В основе завораживающего действа – ритуал ухаживания в мире птиц, и этот ритуал, по мнению художника, объясняет и принцип действия социальных сетей, когда подписчиков завлекают яркими образами.  

– Искажая реальность фильтрами и вымышленными историями, пользователь демонстрирует  идеализированную версию себя в борьбе за популярность, - объясняет художник. 

Mat Collishaw. The Centrifugal Soul, 2016
Предоставлено студией художника и Галереей Гари Татинцяна
Mat Collishaw. The Centrifugal Soul, 2016

После посещения выставки возникает вопрос: что мы хотим видеть в соцсетях, постоянно просматривая новостную ленту, – красивую иллюзию или всё же правду, какой бы она ни была? Ответ у каждого свой.

Мэт Коллишоу – один из самых ярких представителей современного британского искусства, его имя неразрывно связано с движением Young British Artists. Он заявил о себе 30 лет назад, и за эти годы работы художника были показаны на персональных и групповых выставках в ведущих музеях и галереях по всему миру, в том числе в Государственном Эрмитаже. 

Прошлым летом Мэт Коллишоу приезжал в Петербург на открытие “Летней выставки” в Доме радио, этой зимой накануне открытия выставки “Зона машин” художник посетил Москву. 

Кстати, это не первая выставка “мастера визуальных воплощений” Мэта Коллишоу в московской Галерее Гари Татинцяна – в 2018 году здесь был показан его проект “Альбион”.