Художник создаёт и анализирует различные механизмы: как в буквальном смысле, делая механические инсталляции с применением новейших технологий, так и с точки зрения психологии, рассуждая, как механизмы социальных сетей манипулируют нашим поведением.
В своём искусстве я опираюсь на множество различных областей: от эволюционной биологии, которая меня так занимает, до истории искусства и развивающихся технологий. Мэт Коллишоу
Выставка “Зона машин” создана на стыке современного искусства, науки, психологии и истории. Она действительно затягивает, заставляет “залипать”, наблюдая за поведением механических птиц или удивлённого шимпанзе, который, кажется, также разглядывает нас – через стекло заброшенного в джунгли гермошлема.
Каждой работе предшествовало кропотливое исследование. Поэтому, прежде чем начать осмотр той или иной инсталляции, следует прочитать подробное описание. Общий смысл понятен и без описаний – искусство Мэта Коллишоу воздействует на уровне эмоций, но иногда детали добавляют красок.
Выставки Мэта Коллишоу всегда увлекательные, точнее завлекательные, но никогда не развлекательные. Они требуют погружения и размышления.
Для примера расскажем предысторию одной работы – The Nerve Rack (2019). Это механический орёл, расправляющий гигантские крылья, на фоне которого позируют и снимают видео блогеры, и у которого зрители останавливаются просто понаблюдать. Ничего не происходит, но почему-то кажется, что непременно что-то произойдёт.
Фигура птицы была сделана два года назад для бывшей семинарии Ушоу в графстве Дарем и изначально установлена в церкви святого Кутберта напротив пюпитра, увенчанного бронзовой скульптурой орла авторства архитектора Огастеса Пьюджина. Инсталляция стала продолжением размышлений Мэта Коллишоу о противоборстве католического и протестантского движений в Англии XVI века.
Но для художника любая отсылка к истории – всегда мостик в современность.
– Противопоставление минимализма машины изящности бронзовой скульптуры заставляет задуматься о силе внушения и способах искажения информации через визуальные образы, - говорит Мэт Коллишоу.
Тема искажения реальности в цифровом пространстве с помощью фильтров и прочих визуальных эффектов, а также различных манипуляций нашим вниманием и поведением, которыми владеют хорошие маркетологи, присутствует в каждой работе на выставке. Ярче всего она выражена в инсталляции The Centrifugal Soul (2016), созданной совместно с эволюционным психологом Джеффри Миллером. В тёмном зале платформа-зоотроп с фигурами птиц и цветов делает 60 оборотов в минуту и освещается вспышками стробоскопического света. Такую конструкцию, изобретённую в Викторианскую эпоху, британский художник регулярно использует в своих инсталляциях. Зоотроп считается первым способом анимации, он предназначался для демонстрации движущихся рисунков или предметов.
В основе завораживающего действа – ритуал ухаживания в мире птиц, и этот ритуал, по мнению художника, объясняет и принцип действия социальных сетей, когда подписчиков завлекают яркими образами.
– Искажая реальность фильтрами и вымышленными историями, пользователь демонстрирует идеализированную версию себя в борьбе за популярность, - объясняет художник.
После посещения выставки возникает вопрос: что мы хотим видеть в соцсетях, постоянно просматривая новостную ленту, – красивую иллюзию или всё же правду, какой бы она ни была? Ответ у каждого свой.
Мэт Коллишоу – один из самых ярких представителей современного британского искусства, его имя неразрывно связано с движением Young British Artists. Он заявил о себе 30 лет назад, и за эти годы работы художника были показаны на персональных и групповых выставках в ведущих музеях и галереях по всему миру, в том числе в Государственном Эрмитаже.
Прошлым летом Мэт Коллишоу приезжал в Петербург на открытие “Летней выставки” в Доме радио, этой зимой накануне открытия выставки “Зона машин” художник посетил Москву.
Кстати, это не первая выставка “мастера визуальных воплощений” Мэта Коллишоу в московской Галерее Гари Татинцяна – в 2018 году здесь был показан его проект “Альбион”.