Юлия Бойко 10 лет не была дома, бежав из Авдеевки с двумя детьми, когда там стало опасно. Сейчас она живёт в Подмосковье.
– Сейчас мне пока сложно даже представить, как я буду восстанавливать дом, который очень любила, – говорит Юлия Metro.
Его разнесло взрывом в далёком 2014-м, спустя два месяца после того, как они уехали. Соседи прислали фото, от которого у бывшей хозяйки сжалось сердце.
– Власти города не планируют восстанавливать частный сектор, поэтому будет непросто, – размышляет девушка. – Скорее всего, потребуется много лет, но я обязательно его восстановлю.
Она вспоминает, как разворачивались события десятилетней давности, когда начались первые обстрелы.
– Тогда у нас было двое маленьких детей (сейчас их уже шестеро), и мы приняли решение уехать. Выехали с родителями мужа на их машине. На коленях у меня спала двухмесячная дочь, а старшая – годовалая – сидела рядом. В пути встретили колонну танков с украинскими флагами, которые шли на Донбасс. Остановились мы, остановилась и колонна. В машине дети. У меня свёкор открыл окно. А ему вэсэушник говорит: «Шо дывишься? Хошь, расстреляю?" Я в этот момент вскипела, просто глаза кровью налились! Изменилась в лице. Свекровь прошептала: "Юля, молчи! Только молчи, у нас в машине дети". И я не проронила ни слова. Нас пропустили.
Соседи до последнего оставались у себя дома, но потом их эвакуировали российские войска, которые вошли в город. Незадолго перед этим был сильный массированный обстрел со стороны Украины. По улице ездил танк и расстреливал в упор оставшиеся целыми дома.
– С соседского дома снесло крышу, украинские солдаты поставили там пулемёт и открыли огонь, – вспоминает Юлия. – Наш и соседние дома разрушили до основания, а в колодец с питьевой водой налили соляру.
Муж Юлии приехал в Россию чуть позже. Обустраиваться им помогали волонтёры в Пензе – туда направляли беженцев российские власти. Ну а потом семья уехала жить в Подмосковье.
– Я освоила профессию маникюрного мастера, – делится Юля. – Наработала клиентов и стала получать приличные деньги. А ещё за эти годы у нас родилось ещё четверо детей – я всегда мечтала о большой семье, ведь в детстве росла одна.
Своих родителей с Украины она смогла вывезти только полгода назад. Из Авдеевки солдаты ВСУ принудительно эвакуировали их в Запорожье.
– У них отобрали телефоны и карты, на которые приходила пенсия, объяснили, что на эти деньги будут содержать их – покупать продукты, но этого не произошло. Отец настоял, чтобы карты и телефоны вернули. Ну а потом я нашла перевозчиков, которые согласились привезти родителей в Россию за 400 долларов с человека. Теперь мы живём с родными вместе, и это меняет всё.
Возвращаться домой, в Авдеевку, тоже планируют все вместе. По словам Юли, Донбасс дорог её семье и разлука с ним даётся тяжело.