Масленица на картинах: почему Кустодиев так любил изображать масленичные гулянья

Борис Кустодиев писал картины с масленичными гуляньями, даже прикованный к инвалидному креслу. В чём секрет его "Маслениц" и какую шутку он спрятал на потрете Шаляпина
Масленица на картинах: почему Кустодиев так любил изображать масленичные гулянья
Предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
Борис Кустодиев. Гулянье. 1922.

Художник, рождённый на Масленицу

Масленица вдохновляла многих художников и писателей, увлечённых народной культурой. Александр Николаевич Островский в своей пьесе-сказке "Снегурочка" ярко выписал сцену прощания с Масленицей. Увлекались  живописной стороной этого праздника Виктор Васнецов и его младший брат Аполлинарий, у Елены Поленовой есть картина "Масленица у берендеев", вошедшая в специальный проект народно-исторических картин, который она разрабатывала.

Но кульминацией художественного воплощения особенностей праздника Масленицы в русской живописи стали работы Бориса Кустодиева. Он посвятил этой теме более 10 произведений, исполнив их в разных техниках: это и живопись, и графика, и театрально-декоративное искусство. 30 апреля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается масштабная выставка в честь Кустодиева, где можно будет вживую увидеть знаменитые полотна: "Масленица", "Гулянье" и "Портрет Ф.И.Шаляпина", на котором художник изобразил легендарного певца на фоне масленичных ярмарок и балаганов.

Борис Кустодиев. Масленица. 1916 год.
Фрагмент картины | Предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
Борис Кустодиев. Масленица. 1916 год.

– Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани на масленичной неделе. Его мать в одном из писем к нему писала о том, что неслучайно его так вдохновляет этот праздник, мол, ты ведь родился в четверг масленичной недели, так что и любовь к блинам неслучайна. Но сам художник отмечал, что дело не в блинах и сытных угощениях, а в том, что этот праздник помогал глубже проникнуть в стихию народной жизни, постичь суть национального характера, полюбоваться предметами и народного творчества, – рассказывает Metro Ольга Атрощенко, куратор готовящейся выставки и главный научный сотрудник отдела живописи второй половины 19 века – начала 20 века Государственной Третьяковской галереи. – Этот красочный праздник был богатой почвой для живописных экспериментов художников. Ведь в его проведении так ярко отражались народные традиции, а сама атмосфера праздника  была наполнена здоровой людской энергией. Целую неделю почти во всех городах России бушевали ярмарки, на которых  продавались самые различные товары, здесь же – места для увеселения: аттракционы, карусели, балаганы, райки, где разыгрывались народные представления.

Полотна Кустодиева на тему Масленицы многогранны, полны мельчайших деталей и не повторяются. Они яркие, радостные, наполненные светом, пронизаны любовью к жизни. На них художник изображает много бытовых вещей, показывающих красоту народного творчества от расписных саней до более мелких предметов, украшений на ярмарках, многочисленных  торговых вывесок, даже порой можно разглядеть какие-то яства, не говоря уже о купеческих нарядах и праздничных одежд обычных горожан.

Репродукция картины "Масленица (Масленичное катание)". Холст, масло, 1919 год. Художник Борис Кустодиев. Музей-квартира И. И.Бродского в Санкт-Петербурге.
© РИА "Новости"
Репродукция картины "Масленица (Масленичное катание)". Холст, масло, 1919 год. Художник Борис Кустодиев. Музей-квартира И. И.Бродского в Санкт-Петербурге.

– Масленичные сюжеты позволяли Борису Кустодиеву изобразить жанровые сцены в зимнем пейзаже, любимом времени года живописца. Хотя он в своём творчестве стремился показать и весну, и лето, и осень, соединяя пейзаж с важными праздниками, чаще всего православными. Масленица, несмотря на то что праздник пришёл с  языческих времён, тесно связана с Пасхой, Христовым Воскресением. Ведь после Прощёного воскресенья начинается 40-дневный пост – период для покаяния и молитвы, – поясняет Ольга Атрощенко. – Кроме того, в этих картинах Кустодиев применяет необычные композиционные приёмы, изображает происходящие события, отказываясь от привычной прямой перспективы. Примером здесь для него служила живопись голландского художника Питера Брейгеля Старшего, репродукция картины которого "Охотники на снегу" украшала стену мастерской Бориса Михайловича.

Шутка на портрете Фёдора Шаляпина

Репродукция картины "Портрет Фёдора Шаляпина". Холст, масло, 1922 год. Художник Борис Кустодиев (1878-1927). Государственный Русский музей.
© РИА "Новости"
Репродукция картины "Портрет Фёдора Шаляпина". Холст, масло, 1922 год. Художник Борис Кустодиев (1878-1927). Государственный Русский музей.

На знаменитом портрете Фёдора Шаляпина Кустодиев тоже написал артиста на фоне масленичного гуляния.

 – С Шаляпиным Кустодиев познакомился, когда работал как художник-декоратор над постановкой оперы А.Н. Серова  "Вражья сила", которую режиссировал Шаляпин и сам исполнял партию Еремки. В этой опере есть сцена с изображением масленичных гуляний, поэтому Кустодиев не случайно совместил портрет с изображением Масленицы, – рассказывает Ольга Атрощенко. – Кустодиев создал несколько вариантов этой картины и в один из них вписал в полотно свой автопортрет. Первый портрет Шаляпин забрал с собой, уезжая в эмиграцию в Европу, спустя десятилетия он был возвращён потомками артиста на Родину и теперь будет представлен на выставке. А второй – меньший по размеру – хранится в Русском музее. На нём Кустодиев позволил себе пошутить: кроме величественной фигуры самого Шаляпина, с любимым бульдогом Ролькой у ног, художник на дальнем плане внизу слева, там, где изображены дочки Шаляпина, вместо секретаря певца Исая Григорьевича Дворищина изобразил себя.

Кустодиев избразил и себя на портрете Шаляпина.
Фрагмент картины "Портрет Фёдора Шаляпина". 1922 год. Художник Борис Кустодиев
Кустодиев избразил и себя на портрете Шаляпина.

Оптимизм страны Кустодии 

С 1916 года следующие 10 лет своей жизни Борис Кустодиев был прикован к инвалидному креслу после нескольких перенесённых операций на спинном мозге. Кустодиев не мог непосредственно присутствовать и наблюдать красочные зрелища, связанные с празднованием Масленицы, но он продолжал писать картины на эти сюжеты по памяти.

– Оптимизм и жизнелюбие Бориса Михайловича было поразительным, несмотря на свою болезнь и тяжелые времена в стране, у него был невероято оптимистичный характер, многие художники приходили к нему за психологической и моральной поддержкой, – продолжает куратор выставки. – Безусловно, Кустодиев идеализировал жизнь, действия его картин происходят в некоей выдуманной стране, названной писателем Евгением Замятиным "Страной  Кустодией". В ней люди разного происхождения – купцы, мещане и крестьяне – живут счастливой, безмятежной жизнью. Там нет ни зависти, ни грубости, ни пьянства, ни горя. То есть мы видим идеальный мир, о каком постоянно грезил художник.