Представительный мужчина в синем пиджаке с галстуком нажимает кнопки на специальной панели, и маленькие игрушечные поезда начинают движение. Это Алексей Вульфов. К поездам он имеет самое прямое отношение. Долгое время он управлял локомотивами, а потом стал историком железнодорожного транспорта. Ему приходилось бывать и на БАМе, поэтому кто, если не он, может оценить, насколько удачно вышла уменьшенная копия грандиозной стройки.
– Тепловозы, которые работали на БАМе, изменились достаточно сильно. То, что вы сейчас видите на выставке, – уже раритеты, – говорит Алексей Борисович.
На выставке представлены все бамовские модели тепловозов в миниатюре и железная дорога, занимающая большую часть зала.
– Современные локомотивы на БАМе мощнее прежних на тысячу лошадиных сил. Они оснащены и обогревом, и кондиционером. Словом, приспособлены к работе в сложных условиях. Ведь зимой здесь бывает до минус 45, а лето тоже выдаётся жарким.
В старых поездах существовала даже специальная кабина "для обогрева персонала". Теперь же тепло есть во всём локомотиве.
– Конечно, полвека назад тепловозы были проще в конструкции, но они были слишком "громкими" – в кабине машиниста стоял шум и ощущалась сильная вибрация при движении поезда.
А вообще, работа машинистов на БАМе – это геройство, считает Вульфов.
– Потому что БАМ – это крутые подъёмы в горы, где даже остановиться в пути, если заглохнет дизель, – непростое испытание. Не говоря уже о том, что ведение поезда там – ювелирное мастерство. И я всегда поражался спокойствию бамовских машинистов – они на таких крутых виражах умудрялись ещё и разговаривать!
Сперва БАМ был построен "на времянке" – дорога не сразу была принята в эксплуатацию. Машинистам нужно было внимательно смотреть за состоянием путей, проложенных на деревянных шпалах.
На БАМе не покидает ощущение, что ты попал на другую планету: люди помогают друг другу, они приветливы, и там нет национальностей.
Алексей Вульфов, историк железнодорожного транспорта
– Людям приходилось работать на том, что есть, и они ухитрялись в этих условиях водить поезда. Это, на мой взгляд, был незаметный героизм, когда при сильном морозе приходилось голыми руками ремонтировать дизель, воду из него сливать при поломке.
Кстати, здесь же, в музее, я обнаружила инсталляцию бамовского пути узкоколейки и даже потренировалась забивать "костыли" молотом, который, по словам инженера и историка железных дорог Романа Молочникова, весит чуть менее 10 килограмм. Занятие оказалось нелёгким, но... вместе с тем увлекательным.
– Осторожнее! – предупредил Роман. – У американцев был путеец, который настолько увлёкся этой работой, что ушёл далеко вперёд – в туман, и его не нашли. (Смеётся.)
Оставив тяжёлый молот, я отправилась в редакцию...