Машинисты на БАМе были настоящими супергероями

На ВДНХ показали миниатюрную копию БАМа. Выставка в Музее Гаража особого назначения приурочена к 50-летию ударной стройки
Машинисты на БАМе были настоящими супергероями
Ярослав Чингаев. / Агентство "Москва".
Уменьшенная копия поездов, курсировавших на БАМе, увлекла посетителей.

Представительный мужчина в синем пиджаке с галстуком нажимает кнопки на специальной панели, и маленькие игрушечные поезда начинают движение. Это Алексей Вульфов. К поездам он имеет самое прямое отношение. Долгое время он управлял локомотивами, а потом стал историком железнодорожного транспорта. Ему приходилось бывать и на БАМе, поэтому кто, если не он, может оценить, насколько удачно вышла уменьшенная копия грандиозной стройки.

– Тепловозы, которые работали на БАМе, изменились достаточно сильно. То, что вы сейчас видите на выставке, – уже раритеты, – говорит Алексей Борисович.

Обозреватель Metro примерила на себя роль строителя БАМа.
Елена Купцова.
Обозреватель Metro примерила на себя роль строителя БАМа.

На выставке представлены все бамовские модели тепловозов в миниатюре и железная дорога, занимающая большую часть зала.

– Современные локомотивы на БАМе мощнее прежних на тысячу лошадиных сил. Они оснащены и обогревом, и кондиционером. Словом, приспособлены к работе в сложных условиях. Ведь зимой здесь бывает до минус 45, а лето тоже выдаётся жарким.

В старых поездах существовала даже специальная кабина "для обогрева персонала". Теперь же тепло есть во всём локомотиве.

– Конечно, полвека назад тепловозы были проще в конструкции, но они были слишком "громкими" – в кабине машиниста стоял шум и ощущалась сильная вибрация при движении поезда.

А вообще, работа машинистов на БАМе – это геройство, считает Вульфов.

По такому сигналу полвека назад на БАМе отправлялись поезда.
Елена Купцова.
По такому сигналу полвека назад на БАМе отправлялись поезда.

– Потому что БАМ – это крутые подъёмы в горы, где даже остановиться в пути, если заглохнет дизель, – непростое испытание. Не говоря уже о том, что ведение поезда там – ювелирное мастерство. И я всегда поражался спокойствию бамовских машинистов – они на таких крутых виражах умудрялись ещё и разговаривать! 

Сперва БАМ был построен "на времянке" – дорога не сразу была принята в эксплуатацию. Машинистам нужно было внимательно смотреть за состоянием путей, проложенных на деревянных шпалах.

На БАМе не покидает ощущение, что ты попал на другую планету: люди помогают друг другу, они приветливы, и там нет национальностей.
Алексей Вульфов, историк железнодорожного транспорта

– Людям приходилось работать на том, что есть, и они ухитрялись в этих условиях водить поезда. Это, на мой взгляд, был незаметный героизм, когда при сильном морозе приходилось голыми руками ремонтировать дизель, воду из него сливать при поломке. 

Кстати, здесь же, в музее, я обнаружила инсталляцию бамовского пути узкоколейки и даже потренировалась забивать "костыли" молотом, который, по словам инженера и историка железных дорог Романа Молочникова, весит чуть менее 10 килограмм. Занятие оказалось нелёгким, но... вместе с тем увлекательным. 

– Осторожнее! – предупредил Роман. – У американцев был путеец, который настолько увлёкся этой работой, что ушёл далеко вперёд – в туман, и его не нашли. (Смеётся.) 

Оставив тяжёлый молот, я отправилась в редакцию...