Последние несколько лет проблема речевого развития у детей стала актуальна как никогда: всё больше малышей, которым уже исполнилось 2,5–3 года, а говорить они ещё не начали. Кто-то считает, что это вариант нормы и нет ничего страшного: рано или поздно ребёнок заговорит. Но такой подход в корне неверен, есть физиологические нормы правильного речевого и психического развития. Только в этом случае ребёнок будет полноценно развиваться.
— Речь — самая сложная психическая функция, она возможна только у человека, — рассказывает Metro Марианна Лынская, логопед, специалист по работе с детьми с нарушением речи. — Возрастные нормы, по которым ребёнок должен начать разговаривать, таковы: грудничок до 3 месяцев должен начать гулить и реагировать на взрослых, к 8 месяцам должны появиться слоги, к 1,2 года — слова, к 2 годам — предложения. Мальчики начинают говорить слова максимум до 1 года 6 месяцев, девочки — до 1 года 2 месяцев. Фразы мальчики начинают произносить до 2 лет 2 месяцев, девочки — до 1 года 10 месяцев. В 3 года ребёнок должен разговаривать полноценно хотя бы простыми предложениями. Далее словарный запас расширяется и увеличивается, речь становится развёрнутой, в ней появляются более сложные речевые конструкции.
Если ребёнок физически и психически здоров, то он начинает разговаривать в указанные сроки, потому что этому предшествовала многотысячелетняя история развития речи.
— Увеличение числа детей с задержкой речевого развития мы наблюдаем последние 10–15 лет, сложно представить, что речевая функция так эволюционировала за 10 лет, — делится Марианна. — Если ребёнок не заговорил в период возрастных норм, необходимо обращаться к специалисту и выяснять причину. В зависимости от того, в чём она заключается, назначается лечение. Есть специальные упражнения и техники, которые для каждого диагноза свои.
Почему ребёнок не говорит
По мнению эксперта, детей с задержкой речевого развития всё больше по нескольким причинам.
— Безречье может быть симптомом какого-либо нарушения, например, у ребёнка аутизм или умственная отсталость, — продолжает Марианна. — При умственной отсталости в головном мозге отсутствуют нервные клетки или связи между ними, которые отвечают за речь. При аутизме ребёнку может не хватать дофамина, специального нейромедиатора, который тоже отвечает за мотивацию к речи. Также ребёнок может не говорить из-за локального повреждения структуры головного мозга либо его функций. Это называют алалией. Есть ситуации, когда малыш глухой.
Также могут быть и психологические причины безречья.
— Например, ребёнок находится в неподходящих речевых условиях — и у него нет мотивации и потребности разговаривать, ведь его понимают и так, — объясняет Марианна. — Есть дети, которые оказались в тяжёлом эмоциональном состоянии: потеряли родителя или родителей, испытали сильный стресс, испуг или у них детская депрессия. Да, увы, по современным данным, депрессия бывает даже у младенцев. Это не плохое настроение, как многие думают. Депрессия — заболевание, которое связано с нарушением химической регуляции нервной системы. Причина в таком нейромедиаторе, как серотонин, дети могут рождаться с его недостаточным количеством. Если он не вырабатывается, то эмоциональные структуры мозга не развиваются.
Гаджеты приводят к функциональным нарушениям мозга
Также Марианна Лынская считает, что одной из причин функциональных нарушений в головном мозге могут стать гаджеты, которые родители дают детям с раннего возраста.
— Надо признать, что сегодня культура речи у нас значительно ниже по сравнению с тем, какой она была сто лет назад. Причина во многом в том, что появились альтернативные средства коммуникации, такие как Интернет и гаджеты. Они влияют на объём речевой продукции. Многие малыши говорить начинают вовремя, но разговаривают очень скудно, и это тоже не является нормой. Если ребёнку дали гаджет до 1 года, то это может привести к симптомам расстройств аутистического спектра. По сути, ребёнок общается не с человеком, а с двухмерным изображением. Детям же нужно живое общение: чувствовать интонацию, ощущать эмоциональную коммуникацию. Гаджет воспринимается зрительной системой иначе, он активизирует другие области мозга. Эволюцией не было предусмотрено, что они будут активированы в таком возрасте. Именно поэтому подобное "воспитание" приводит к дисбалансу в развитии мозга ребёнка. Могут возникать эмоциональные, психические нарушения.
Детей сегодня без гаджетов представить сложно, но эксперт рекомендует до 2 лет ребёнку их не давать, с 2 лет можно показывать лишь короткие, 2–3-минутные мультфильмы, а разрешать играть можно лишь с 7 лет, не раньше.
— До 7 лет в мозге происходит формирование определённых структур, и, если ребёнок будет поглощать виртуальную реальность, эти процессы могут измениться, — делится Марианна. — Развивающие телепередачи, которые рассчитаны на малышей до 2 лет, не более чем маркетинг. Это точно не про развитие детей. Скорее возможность для мамы немного отдохнуть. Смотреть телевизор ребёнку до 2 лет не полезно.
Мифы о том, как "разговорить" ребёнка
Есть мнение, что если ребёнок не начинает разговаривать в срок, то с ним нужно говорить как можно больше. Но, оказывается, это всего лишь миф.
— Постоянные разговоры на сроки появления первых слов никак не влияют, — рассказывает Марианна. — Речь — генетически обусловленный механизм, если с ребёнком всё в порядке, он начнёт говорить тогда, когда нужно, важно лишь ему не мешать. Многие родители сейчас общаются так называемой функциональной речью: дают инструкции и задают вопросы. Такое общение не способствует развитию речи. Однако если у ребёнка дефицит обработки слуховой информации, то чем больше с ним разговаривать, тем меньше вероятности, что он заговорит, ведь он начинает отстраняться от постоянного дискомфортного для него шума.
Некоторые специалисты рекомендуют родителям развивать мелкую моторику у ребёнка, утверждая, что это поможет начать разговаривать быстрее. И это тоже миф.
— От развития мелкой моторики зависит качество звукопроизношения, но не более, — добавляет Марианна. — Она хороша тогда, когда малыш уже начал говорить, но какие-то звуки у него не получаются. Тогда такие занятия будут влиять на его артикуляционную моторику: на движения языка, щёк, губ, нёба. На появление речи и правильность её грамматического оформления мелкая моторика никак не влияет.
Ещё один из самых распространённых способов, который рекомендуют специалисты, — делать зарядку для языка. И это миф!
— Эта техника нужна детям, у которых есть дефекты звукопроизношения. Такие дети уже говорят! — уточняет Марианна Лынская. — Речь у них смазанна и непонятна, что называется, каша во рту. В их случае артикуляционная гимнастика будет полезна. Если ребёнок полностью не говорящий, такие занятия никак на речь не повлияют, потому что за это отвечают разные зоны мозга. То же касается и пения. Пение с ребёнком — прекрасная практика, но нужно понимать, что за речь и пение также отвечают разные участки мозга.
Как помочь ребёнку заговорить
Универсальных упражнений, способных помочь ребёнку, который отказывается говорить, нет, всё зависит от причины. Но есть общие простые правила, придерживаясь которых родители смогут позволить своим детям чувствовать себя комфортно, в безопасности и любви, и это поможет сказать такое долгожданное первое слово.
— Самая главная практика в такой ситуации заключается в том, чтобы никого не торопить, — советует Марианна. — Лучшее средство — это как можно больше рассказывать ребёнку о нём самом и его истории: как его ждали, как он появился на свет, каким он был в грудном возрасте, в год, в два, что любил делать, как развивался. Второе средство — смотреть вместе фотографии из семейного альбома и рассказывать историю семьи. И это будут лучшие книжки для ребёнка до 3 лет — о нём и его семье. И третье простое средство: чтобы ребёнок заговорил, ему нужны впечатления. Важно, чтобы общение с родителями приносило удовольствие. Можно играть, лепить, рисовать, но если это превращается в утомительные занятия, где мама невротично заставляет что-то делать, а малыш плачет, потому что не хочет, то с огромной вероятностью он не заговорит.
Также Марианна советует малышам петь колыбельные. Эти песнопения, придуманные в V–VI веках, имеют такой тембр и колебания длины волны, которые понятны ребёнку, они успокаивают и развивают мозг. Напевание колыбельных маленькому ребёнку и одновременное укачивание его на руках создаёт основу для правильного психического развития.
— Заниматься с ребёнком нужно исключительно на положительных эмоциях, — добавляет Марианна. — Если мама сильно нервничает и постоянно требует: "скажи мне", "повтори", то потребность заговорить не возникнет. Поэтому лучше давать "образец", но не просить "сказать" или "повторить". Если ребёнка не помещать в искусственные условия, где он сидит в одной и той же комнате или в гаджете или с ним никто не разговаривает, у него нет впечатлений, то он заговорит сам спонтанно, общаясь с окружающими. Ничего сверхспециального для этого делать не нужно.
Для неговорящего ребёнка слова "скажи" и "повтори" запрещены. Они вызывают речевой негативизм, и ребёнок ещё больше замыкается в себе". Марианна Лынская, логопед