Максим Стоянов рассказал о роли абьюзера Виталика в "Сказках Гофмана"

Metro поговорило с известным актёром на кинофестивале "Дух огня" в Ханты-Мансийске, где он был членом жюри конкурса "Российские дебюты"
Максим Стоянов рассказал о роли абьюзера Виталика в "Сказках Гофмана"
Алексей Молчановский/пресс-служба фестиваля "Дух огня"
Актёр Максим Стоянов на кинофестивале "Дух огня"

На экраны вышел фильм Тины Баркалая "Сказки Гофмана". За несколько дней до этого его показали на XXII Международном фестивале кинематографических дебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске. Metro поговорило с исполнителем главной роли - актёром Максимом Стояновым, который не только представлял картину, но и являлся членом жюри конкурса “Российские дебюты”.

Действие фильма происходит в конце 90-х – начале 2000-х. Герой Стоянова Виталик, осчастливив, как он считает, никому не нужную библиотекаршу Надю женитьбой на ней, уверен, что теперь можно ничего не делать, валяться на диване и покрикивать на безропотную супругу. Для оправдания такого своего поведения он даже придумал себе удобный диагноз – криптомнезия – провалы в памяти. Но однажды жизнь Нади неожиданно делает крутой поворот, её самооценка начинает расти, и это, разумеется, не может не коснуться Виталия.

Как вы стали героем “Сказок”? Расскажите об этом проекте.

– Это для меня уникальный опыт, как творческий, так и человеческий. Спасибо большое Тине за то, что позвала в это путешествие. Там есть какие-то нотки и ностальгии, и действительно какой-то человечности. Мне кажется, это очень тёплое кино, на душе после которого становится немножко больше света, даже несмотря на, может быть, и не совсем светлые события, происходящие в картине.

Даже несмотря на Виталика?

– Даже несмотря на Виталика (Смеётся). К сожалению, таких персонажей-мужчин было много в определённый исторический момент в нашей стране. Тех, которые остались за бортом, не смогли сориентироваться. Наверное, потому что действительно 90-е – это было время испытаний. Кто-то их провалил, поддался каким-то обидам, кто-то – нет. И для тех, кто не сумел встроиться, это стало трагедией. Кто-то потом потихонечку смог найти своё место в жизни, а кто-то до сих пор “Виталя”.

То есть вы ему сочувствуете? А вот некоторые зрители после просмотра захотели дать Виталику в морду.

– У меня, когда я прочитал сценарий, тоже возникла такая мысль, но мне захотелось всё-таки найти в нём положительные стороны, найти это его “розовое брюхо”. Конечно же, он абьюзер. А это кто? Это человек, который использует других людей в своих корыстных целях. Я его не то чтобы жалую, я его не жалую, но мне хочется его пожалеть. Кто, если не я? Потому что всем хочется дать ему в морду.

Как к вам попал сценарий и какова была ваша первая реакция?

– Мне позвонил агент, прислали посмотреть сценарий. Я был удивлён: ничего себе такой персонаж! Очень аппетитный, с актёрской точки зрения, его интересно было сыграть. Но ещё раз повторю: я ни в коем случае не занимаю его сторону, я считаю, что так нельзя, конечно. Я тоже, наверное, ему в морду бы дал. Надо быть всё-таки мужчиной, быть самостоятельным, надо помогать, работать, строить свою жизнь. Виталий – этот образец, как делать не надо, но я бы не хотел его записывать совсем уж в какие-то злодеи. То, что Отелло задушил Дездемону, это же тоже логическое поведение персонажа, и вряд ли ему было весело от того, что он задушил её, нет, конечно, но он не мог иначе. Это такой персонаж, в нём заложен изначально был этот масштаб, трагедия. Виталий – это тоже такой персонаж и в нём тоже заложена эта трагедия и масштаб определённого уровня. И в этом смысл его существования – в том, что он такой абьюзер-арбузер, газлайтер и так далее. (Смеётся).

Вы сказали, что такие люди были в 90-х, но таких мужиков, по-моему, и сейчас хватает. Вы разве таких людей не встречаете?

– Честно говоря, нет. Но, может, я просто их не вижу, поскольку ни с кем так плотно не общаюсь, чтобы ходить домой к кому-то и там это наблюдать. Но я уверен, что такая форма есть. Может, не прямо такая, как показана в картине, но какая-то общая конструкция некого абьюзерства есть. У нас даже шутка была на съёмках: “Все мы немного Витали”. Это было смешно.

Тамагочи, который появляется у Виталика и о котором он начинает заботится, придуман специально, чтобы показать, что в герое всё-таки есть что-то человеческое?

– Это лучше спросить у режиссёра. Но это всё интересные детали, которых много в фильме. Ещё очень здорово, как закадровым голосом текст читает Алексей Геннадьевич Гуськов: “Тамагочи помогает людям с неуравновешенной психикой. Так говорят японцы. Надя доверяла японцам”. Это, мне кажется, очень смешно, обаятельно и как-то трогательно. Да, в этом есть какая-то своя придуристика. И в том, как Виталик расстроился, когда этот его тамагочи умер.

Образ Витали очень ярко контрастирует с другим вашим персонажем – опером Чагиным из сериала “Чёрное солнце”, который сейчас идёт на одной из видеоплатформ. Там меня очень заинтересовал ваш дуэт с Юрием Чурсиным, который мы не так давно видели в другом детективе - “Мёрзлая земля”. Это специально так задумано?

– Думаю, что нет. Я точно не помню, благодаря кому я попал в проект “Мёрзлая земля”, кто обо мне вспомнил. Там уже были утверждены и Ходченкова, и Чурсин. И в какой-то момент встроился я, как-то совершенно неожиданно и быстро. А вот что касается “Чёрного солнца”, на роль Чагина меня тогда уже утвердили. Режиссёр Анна Носатова, когда прочитала сценарий, сразу сказала: “Ну это же Макс Стоянов!”. Потом начали искать героя под персонажа следователя Жука, и мы пробовали несколько артистов. И когда пришёл Юра Чурсин, он как-то попал. И так получилось ещё, что мы пробовались на “Чёрное солнце”, шло какое-то утверждение, а уже потом мы зашли в кадр в “Мёрзлой земле”. И когда встретились там и там, это было для нас удивительно. Но я считаю, что образы моих героев в двух этих проектах кардинально отличаются, хотя и там, и там я играю опера. В “Мёрзлой земле” – это такой ленивый паразит системы, а Чагин в “Чёрном солнце” – это душа-парень, он мне очень импонирует. И спасибо большое Анне Носатовой и всем продюсерам, которые доверили мне эту роль. “Чёрное солнце” для меня очень дорогая работа.

В том числе потому, что вы там играете вместе с супругой? Легко было сниматься вместе?

– Я профессиональный человек и абсолютно нормально к этому отношусь, у меня никаких трудностей не было. Я с кем угодно могу сыграть, главное, чтобы в этом был какой-то смысл. Если режиссёр видит нас обоих, то почему бы и нет. Но это мы, по-моему, впервые вместе играли. А что касается её, не знаю, надо у неё спросить, но, по-моему, она не в восторге, испытывает некий дискомфорт. Хотя, я думаю, зря.

Говоря о профессионализме, у вас серьёзный бэкграунд – вы и мастер ПГС, и КМС по боксу. Помогает это в актёрской работе?

– Я думаю, что в актёрской профессии всё помогает, любой накопленный опыт может пригодиться в той или иной роли, в том или ином проекте. А если даже, например, нет какого-то опыта, а тебе нужно сыграть, например, биолога, то придётся этот опыт приобретать, где-то поработать, где-то посмотреть, поизучать, скажем, какие-то организмы. А тем более стройка. Я же работал и арматурщиком, и мастером-прорабом.

Но параллельно уже готовили себя к актёрской карьере?

– Да, я уже вынашивал в себе эту идею, конечно, жутко волновался, боялся. Но я подумал, что надо попробовать. И ещё я думал, что если уж попробую, то надо так попробовать, чтобы чуть ли не умирать. Не так формально: надо попробовать – постоял и ушёл. Нет, я хотел, чтобы была такая попытка, чтобы если уж не поступил, то так ярко, чтобы молва шла. Отдал много сил и, может, благодаря этому и поступил.

А где снимаетесь сейчас?

– Я только что закончил сниматься в 12-серийном проекте “Самозванец” режиссёра Алана Дзоциева. Интересная тоже такая история, долгая, про угонщиков автомобилей. И я тоже изучил эту тему – как люди угоняли автомобили раньше. Снимали в Туле, в Москве, Московской области. Я там играю угонщика, который перерождается, потом скрывается, потом влюбляется, в общем, проходит некий путь, интересный, объёмный. Потом сталкивается с определёнными трудностями, борется за справедливость и так далее. Интересная там закваска. Посмотрим, что получилось.

А в театре вы сейчас заняты?

– Ни к какому конкретному театру я сейчас не прикреплён. То, что я репетирую сейчас – не могу сказать, что это антреприза, не люблю это слово, – но там очень интересный материал по пьесе Николая Коляды. Называется “Мурлин Мурло”. Её много раз ставили, и вот мы тоже собрались. У нас очень хорошая компания: Маша Цигаль, Агриппина Стеклова и Иван Мулин. Где-то на разных площадках будет премьера, может, даже в нескольких городах. Надеюсь, к концу мая – началу июня мы уже выпустим эту работу.

Пять фактов о звезде: 
Строитель. Окончив Бендерский политехнический техникум по специальности "техник-строитель", работал в Москве и арматурщиком, и мастером-прорабом. В свободное время много смотрел кино. Тогда-то и решил попробовать себя в актёрской профессии.
Студент. Чтобы поступить в Школу-студию МХАТ, работая на стройке, ночами репетировал басню, стихи и прозу. Решил, что если уж не поступить, то так ярко, чтобы молва шла. Отдал много сил и, может, благодаря этому и поступил в мастерскую Константина Райкина, которую окончил в 2013 году. После служил в МХТ им. Чехова до 2018 года.
Шпаргалки по Станиславскому. В первое время, чтобы привлечь к себе внимание режиссёров и продюсеров, рассылал им письма, используя 7-й том Станиславского, где опубликованы избранные письма драматурга к деятелям искусства, литературы и науки.
Успех. Роль афериста Димы в фильме Кирилла Михановского "Гив ми либерти" (2019), участвовавшем в фестивале «Сандэнс», заставила Максима заговорить по-английски, а международную прессу – о самом Максиме Стоянове, которого сравнивали с молодым Джеймсом Гандольфини, а его работу признавали достойной «Оскара».
Семья. Женат на актрисе Виктории Корляковой, с которой первый и пока единственный раз снялся вместе в 2023 году в сериале «Чёрное солнце». В 2015 году у супругов родилась дочь Ульяна. 
Актёр Максим Стоянов, продюсер Екатерина Филиппова и режиссёр Тина Баркалая представляют на фестивале "Дух огня" фильм "Сказки Гофмана"
Геннадий Авраменко/пресс-служба феестиваля "Дух огня"
кадр из фильма "Сказки Гофмана"
Геннадий Авраменко/пресс-служба феестиваля "Дух огня"
Премьера сериала "Фишер" Актриса Виктория Корлякова и актер Максим Стоянов
Геннадий Авраменко/пресс-служба феестиваля "Дух огня"
Кадр из фильма "Гив ми либерти"
Геннадий Авраменко/пресс-служба феестиваля "Дух огня"
Актёр Максим Стоянов, продюсер Екатерина Филиппова и режиссёр Тина Баркалая представляют на фестивале "Дух огня" фильм "Сказки Гофмана"1/4